К вопросу о роли судостроения как катализатора технического прогресса в российской промышленности и экономике в начале XХ века

Статья посвящена анализу исторического опыта и особенностей зарождения и развития судостроения как отрасли отечественной промышленности в конце XIX - начале XX веков, показаны объективная необходимость, возможность и обусловленность развития судостроения в России. В работе характеризуется рост применения судов, прежде всего грузовых и пассажирских, морских, речных и смешанного типа, а также военных, показано влияние судостроения как катализатора развития отечественной промышленности и рыночных отношений в начале ХХ в. На основе архивных документов, отечественных статистических сборников и научных трудов российских дореволюционных исследователей проанализированы проблемы русского судостроения, особенности его развития. Актуальность исследования обусловливается необходимостью изучения развития судостроения в России с учетом инновационной насыщенности как важнейшей особенности отрасли. Научная новизна заключается в комплексном изучении судостроения в России на этапе его становления (конец XIX - начало XX вв.). В работе из традиционных методов историко-экономического исследования были применены статистический, графический, историко-системный и ретроспективный; также использовались методы системного анализа и историографического анализа. В ходе работы выявлены основные особенности и направления развития судостроения, делаются выводы о высокой значимости российского судостроения, базировавшегося на внедрении новых технологий, как катализатора национального социально-экономического развития.

The article analyzes the historical experience and features of the origin and development of shipbuilding as a branch of national industry in the late XIX - early XX centuries, shows the objective necessity, possibility and conditionality of the development of shipbuilding in Russia. The paper characterizes the growth of the use of ships, primarily cargo and passenger, sea, river and mixed types, as well as military, shows the influence of shipbuilding as a catalyst for the development of national industry and market relations in the early XX century. On the basis of archival documents, national statistical collections and scientific works of Russian pre-revolutionary researchers, the problems of Russian shipbuilding and the peculiarities of its development are analyzed. The relevance of the research is determined by the need to study the development of shipbuilding in Russia, taking into account the innovation saturation as the most important feature of the industry. The scientific novelty lies in the comprehensive study of shipbuilding in Russia at the stage of its formation (late XIX - early XX centuries). In work, statistical, graphical, historical-system and retrospective methods were used from the traditional methods of historical and economic research; methods of system analysis and historiographic analysis were also applied. During the work, the main features and directions of shipbuilding development are identified, the conclusions are drawn about the high importance of Russian shipbuilding, based on the introduction of new technologies, as a catalyst for national socio-economic development.

Журнал
Издательство
Sochi State University for Tourism and Recreation
Номер выпуска
17
Язык
Русский
Страницы
1414-1429
Статус
Опубликовано
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
russian empire; industry; shipbuilding; technical progress; innovations; economy; russian fleet; civil fleet; navy; российская империя; промышленность; судостроение; технический прогресс; инновации; экономика; русский флот; гражданский флот; военный флот
Дата создания
28.12.2023
Дата изменения
28.12.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/96306/
Поделиться

Другие записи

Шафро А.А.
Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. Общество с ограниченной ответственностью Научные технологии. 2022. С. 87-91