Нарастание урбанизации - одно из подтверждений ускорения глобального эволюционного процесса. Устойчивые города и населённые пункты - одна из целей в области устойчивого развития ООН на период до 2030 г. (№ 11). Важной задачей современного образования и просвещения является формирование устойчивого образа жизни у городского населения и снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду. Однако соответствующее психолого-педагогическое направление, которое можно условно назвать образовательной экоурбанистикой, только формируется. Целью исследования стало выявление предпосылок и основных подходов для формирования нового направления педагогической теории и практики - экологического образования для жителей городов. Методами исследования стали: анализ международных и российских документов, касающихся разных аспектов развития городов; исследование существующего опыта - образовательных инициатив в сфере формального, неформального и информального образования в городе и для города; были проведены педагогические наблюдения и беседы со школьниками и студентами Москвы, а также ряда других регионов. Эти методы дали возможность провести сравнительный анализ и выявить специфику экологической культуры (как способа взаимодействия с непосредственной средой обитания - городом) жителей мегаполиса и небольших городов. В статье обсуждаются возможные методологические подходы, содержание и формы реализации (учебные курсы, летние школы, центры компетенций и пр.) образования в интересах устойчивого развития городов. К основным выводам и результатам работы можно отнести необходимость использования междисциплинарного подхода при разработке основных положений образовательной экоурбанистики как самостоятельного направления педагогической теории и практики, поскольку сложный синтетический характер изучаемого объекта - образования для города и формирование экологической культуры жителей городов - не поддаётся достаточно полному описанию и исследованию с позиций какой-либо отдельно взятой науки, теории или концепции.
The growth of urbanization is one of the confirmations of the global evolutionary process acceleration. Sustainable cities and towns is one of the UN Sustainable Development Goals for the period up to 2030 (No. 11). One of the key tasks of modern education and enlightenment is the formation of a sustainable lifestyle among the urban population and the reduction of anthropogenic pressure on the environment. However, the corresponding psychological and pedagogical direction, which can be conditionally called educational eco-urban studies, is only being formed today. The purpose of the research is to identify the prerequisites and basic approaches for the formation of a new direction in pedagogical theory and practice - education for urban residents. The research methods are: analysis of international and Russian documents relating to various aspects of urban development; study of existing experience - educational initiatives in the field of formal, non-formal and informal education in the city and for the city; pedagogical observations and conversations were held with schoolchildren and students of Moscow, as well as a number of other regions. These methods have made it possible to conduct a comparative analysis and identify the specifics of ecological culture (as a way of interacting with the immediate environment - the city) of the inhabitants of the metropolis and small towns. The article discusses possible methodological approaches, content and forms of implementation (training courses, summer schools, competence centers, etc.) of education for sustainable urban development. The main conclusions and results of the work include the need to use an interdisciplinary approach in the development of the main provisions of educational eco-urban studies as an independent direction of pedagogical theory and practice since the complex synthetic nature of the object under study - education for the city and the formation of the ecological culture of urban residents cannot be fully described and studied from the standpoint of any particular science, theory or concept.