Проблема и цель. В статье исследуется проблема взаимосвязи письма и способов знаково-символической фиксации текста в цифровую эпоху. Цель исследования заключается в выявлении различий в восприятии и усвоении аудиоинформации, которая фиксируется на письме двумя разными способами: написанием от руки и набором на клавиатуре компьютера (планшета). Методология. Экспериментальное исследование проводилось на базе общевойсковой академии во время преподавания гуманитарной дисциплины «Культура речи» с использованием специально разработанной авторской методики. В исследовании приняли участие 50 слушателей 1 и 2 курса магистратуры в возрасте от 25 до 40 лет, распределенные на две равные группы по 25 человек. В первую подгруппу вошли те, кто выбрал фиксацию текста от руки, во вторую подгруппу - участники, которые выбрали фиксацию текста на компьютере. Эксперимент состоял из двух частей: необходимо было письменно (от руки или на компьютере) зафиксировать аудируемый текст и после его восприятия ответить на вопросы. Общее время - 90 минут. Достоверность полученных данных проверялась с помощью метода расчета t-критерия Стьюдента для двух независимых выборок. Результаты. В ходе проведенного исследования установлено, что для фиксации аудируемого текста слушатели используют по собственному желанию два разных способа: конспектирование и компьютерное стенографирование. Анализ результатов знаково-символической фиксации аудируемого текста показал значительные характерные отличия в структурной организации письменного текста. Выявлено, что в отличие от компьютерного стенографирования использование конспектирования существенно повышает эффективность усвоения учебного материала. Заключение. В заключении делаются выводы о том, что способы знаково-символической фиксации письменного текста по-разному влияют на восприятие аудиоинформации и ее дальнейшее усвоение, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на развитие мышления и памяти.
Introduction. The article explores a significant problem of the relationship between writing and listening depending on the methods of symbolic text fixation in the digital age. The purpose of the study is to identify differences in the perception and assimilation of audio information, which is fixed in two different ways: by hand and typing on the keyboard of a computer (tablet). Materials and Methods. The experimental study was conducted at the combined arms Academy in the «Standards of Speech" classroom using a specially developed author's inventory. The study sample consisted of 1st and 2nd year master’s students (n = 50) aged between 25 and 40 years, divided into two equal groups of 25 people. The first subgroup included those who chose to fix the text by hand, whereas the second subgroup included participants who chose to fix the text on a computer. The experiment consisted of two parts: it was necessary to record the auditable text in writing (by hand or on a computer) and answer questions after its perception. The total time was 90 minutes. The reliability of the data obtained was verified using the Student's t-test calculation method for two independent samples. Results. In the course of the study, it was determined that for fixing the audited text, listeners (if desired) use two different methods: note-taking and computer shorthand. Analysis of the results of sign-symbolic fixation of the audited text showed significant differences in the structural organization of the written text. It was revealed that, in contrast to computer shorthand, the use of taking notes significantly increases the efficiency of assimilation of educational material. Conclusions. The article concludes that methods of sign-symbolic fixation of a written text in different ways affect the perception of audio information and its further assimilation, which in turn has a significant impact on the development of thinking and memory.