Статья представляет собой описание литературной политики Китайского государства на примере творчества русского писателя И. А. Бунина. Подчёркивается, что Китайское государство во все времена интересовали дружеские взаимовыгодные отношения с государствами и народами стран-соседей, поэтому оно исторически прибегало к стратегии «мягкая сила». Высказывается и частично обосновывается гипотеза о влиянии Китайского государства на представителей русского космизма, а также их сторонников, включая И. А. Бунина. Рассматриваются этапы знакомства китайцев с творчеством русского писателя и развития буниноведения в Китае, которое, с одной стороны, позволяет китайцам лучше понять культуру и душу русского человека, с другой стороны, способствует обеспечению межкультурного диалога между двумя народами и их сближению. Делаются выводы, имеющие важное значение для развития России и российско-китайских отношений: а) гармоничное развитие России невозможно в условиях изоляции от Востока, что обусловлено геополитическим положением страны; б) Китайское государство исторически стремилось к обеспечению тесного сотрудничества с Россией, используя стратегию «мягкая сила»; в) стратегия «мягкая сила» КНР была ориентирована на российскую интеллигенцию, формировавшую позитивное отношение населения России к Востоку и сглаживавшую острые углы в прозападной политике Российского государства; г) политика культурного влияния Китайской Империи, а затем КНР, способствовала трансформации философской доктрины русского космизма, сторонником которой являлся И. А. Бунин и другие выдающиеся русские писатели; д) восточный ориентализм в творчестве И. А. Бунина, в той или иной степени способствовал гармонизации отношений в России и, наряду с творчеством Л. Н. Толстова и А. П. Чехова, стал частью культурного тоннеля между западно-ориентированной Россией и Китаем.
The article is a description of the literary policy of the Chinese state on the example of the work of the Russian writer I. A. Bunin. It is emphasized that the Chinese state has always been interested in friendly mutually beneficial relations with the states and peoples of neighboring countries, so it has historically resorted to the "soft power" strategy. The hypothesis of the influence of the Chinese state on representatives of Russian cosmism, as well as their supporters, including I. A. Bunin, is expressed and partially substantiated. Russian writer's work and the development of Bunin studies in China, which, on the one hand, allows the Chinese to better understand the culture and soul of the Russian person, on the other hand, contributes to ensuring intercultural dialogue between the two peoples and their rapprochement, are considered. Conclusions are drawn that are important for the development of Russia and Russian-Chinese relations: a) Russia's harmonious development is impossible in conditions of isolation from the East, due to the geopolitical position of the country; b) The Chinese state has historically sought to ensure close cooperation with Russia using the "soft power" strategy; c) the "soft power" strategy was oriented towards the Russian intelligentsia, which formed a positive attitude of the Russian population towards the East and smoothed the sharp corners in the pro-Western policy of the Russian state; d) the policy of cultural influence of the Chinese Empire, and then the PRC, contributed to the transformation of the philosophical doctrine of Russian cosmism, which was supported by I. A. Bunin and other prominent Russian writers; e) eastern orientalism in the works of I. A. Bunin, to one degree or another contributed to the harmonization of relations in Russia and, along with the works of L. N. Tolstov and A. P. Chekhov, became part of the cultural tunnel between Western-oriented Russia and China.