ВЕКТОРЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена теоретическому обзору современных мировых программ по работе с родителями, направленных на формирование гармоничных детско-родительских отношений с детьми дошкольного возраста. Анализируются фундаментальные цели и задачи, основы таких программ, как: «Head Start», модель «родительской компетентности» (Дж. Бельского), «Feinberg Family Foundations», «Curious Minds» и другие. Актуализирована важность целенаправленной и опережающей работы с родителями по вопросам воспитания детей. Детско-родительские отношения рассматриваются с позиции важнейшего элемента благополучного развития ребенка младшего и дошкольного возраста. Раскрываются процессуальные факторы, контекстные переменные, которые оказывают наибольшее влияние на характер детско-родительских отношений в период дошкольного детства. Говорится о том, что разработка программ и рекомендаций по работе с родителями в отношении нормализации и гармонизации детско-родительских отношений должна осуществляться с учетом многостороннего влияния факторов, включая этнические, расовые и культурно-социальные аспекты, а также на основании диадического, семейно-системного и культурно-информированного подходов. Делается вывод о перспективах дальнейших исследований и разработок с учетом складывающейся в современной науке и практике ситуации по рассматриваемой проблеме, а также о необходимости пересмотра взглядов на «трудных детей» и стратегий поддержки родителей в воспитании их ребенка.

The article is devoted to a theoretical review of modern world programs for working with parents aimed at the formation of harmonious child-parent relations with preschool children. The fundamental goals and objectives, the foundations of such programs as: "Head Start", the model of "parental competence" (J. Belsky), "Feinberg Family Foundations", "Curious Minds" and others are analyzed. The importance of purposeful and proactive work with parents on parenting issues is actualized. Child-parent relations are considered from the position of the most important element of the successful development of a child of younger and preschool age. The procedural factors and contextual variables that have the greatest influence on the nature of child-parent relations during preschool childhood are revealed. It is stated that the development of programs and recommendations for working with parents regarding the normalization and harmonization of child-parent relations should be carried out taking into account the multilateral influence of factors, including ethnic, racial and cultural and social aspects, as well as on the basis of dyadic, family-system and culturally informed approaches. The conclusion is made about the prospects for further research and development, taking into account the current situation in modern science and practice on the problem under consideration, as well as the need to reconsider views on "difficult children" and strategies to support parents in raising their child.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дагестанский государственный педагогический университет
Номер выпуска
5
Язык
Русский
Страницы
36-39
Статус
Опубликовано
Том
5
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
family relations; parenting; child-parent relations; Preschool Age; preschool childhood; emotional development of the child; family well-being; семейные отношения; воспитание детей; детско-родительские отношения; дошкольный возраст; дошкольное детство; эмоциональное развитие ребенка; семейное благополучие
Цитировать
Поделиться

Другие записи