СТУДЕНЧЕСКАЯ ГРУППА КАК ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ: УСЛОВИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ

В статье представлены результаты пилотажного эмпирического исследования роли учебных групп в социализации студентов двух вузов - РУДН и КФУ. Методология исследования базируется на социологии социального пространства Бурдье, социологии образования (системно-функциональный и феноменологический подходы). Гипотеза: университетская среда не ориентирована на учебные группы. Выявлен конфликт интересов в деле организации благоприятного пространства социализации, а именно - учебная среда конструируется в логике менеджерской модели организации образовательного процесса. Данная модель формирует приоритет количественных показателей эффективности, вытесняя как «незначимое» все, что не обладает признаками товарности. Проведенное анкетирование студентов двух университетов позволило определить риски подобного рода неблагоприятной социализации. К ним относится включение молодежи в бюрократическую организацию учебного процесса, симуляция обучения, «теневая» виртуализация жизни студенческой группы в закрытых чатах.

We present the results of a pilot empirical study of the role of study groups in the socialization of students of two universities - Russian University of People’s Friendship and Kazan Federal University. The research methodology is based on the sociology of Bourdieu's social space, the sociology of education (system-functional and phenomenological approaches). Hypothesis: the university environment is not focused on study groups. A conflict of interests in organizing a favorable space for socialization was revealed. Namely: the learning environment is constructed in the logic of the managerial model of the organization of the educational process. This model forms the priority of quantitative performance indicators, displacing" everything that does not have signs of marketability as "insignificant. A survey of students from two universities made it possible to determine the risks of this kind of unfavorable socialization. This includes the inclusion of young people in the bureaucratic organization of the educational process, the simulation of training, the “shadow” virtualization of the life of a student group in private chats.

Авторы
Шайхитдинова С.К.1 , Арсентьева Ю.С.1 , Нежникова Е.В. 2 , Симкачева М.В.1
Издательство
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
79-87
Статус
Опубликовано
Год
2022
Организации
  • 1 Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
socialization in the study group; teamwork; modes of favorable/unfavorable environment; conflict of interest; социализация в учебной группе; командная работа; модусы благоприятной/неблагоприятной среды; конфликт интересов
Цитировать
Поделиться

Другие записи