Новейшая арабская литература. "Взломщик" Эдвар аль-Харрат

Статья посвящена освоению модернизма в арабской прозе и творчеству одной из самых заметных фигур этого течения - египетского писателя Эдвара аль-Харрата (1926-2015). Окончание доминирования классического романа и обращение в период его расцвета поколения 1960-х к новым художественным техникам связывается с Шестидневной войной 1967 г. и ее социальными последствиями. Отмечается, что для литературных кругов это была смена дискурса художественных произведений - с возрождения (ан-Нахда) на поражение (ан-Накса).Описывается художественный метод Эдвара аль-Харрата на примерах раннего рассказа «Вокзал» и романа «Рама и дракон», внесенного Союзом арабских писателей в десятку лучших арабоязычных романов XX столетия. Выделяются тематические блоки, главные из которых - вечные темы любви, жизни и страдания - пропускаются автором через эллинистическую и ближневосточную мифологии и христианскую философию. Анализируются такие приемы, как игра с хронотопом, нелинейная хронология, интроспективность и др.Подчеркивается значение теоретических работ аль-Харрата по литературе, где осмысливается художественный метод, определенный как «новая чувственность» и противопоставленный тому, что было названо «аль-махфузией» - квинтэссенцией социального реализма, самым ярким представителем которого в арабской литературе был лауреат Нобелевской премии Нагиб Махфуз.Ставя вопрос о роли аль-Харрата в истории новейшей литературы арабских стран, авторы пытаются снять противоречие, которое усматривается в неподражаемости аль-Харрата и его одновременном принципиальном влиянии на последующие поколения арабских прозаиков.

The article is devoted to the developing of modernism in Arabic prose and the art of one of the most prominent figures of this trend - Edwar al-Kharrat (1926-2015). The end of the dominance of the classical novel exactly in the first half of the 20th century and the turn of the generation of the 60s to new artistic techniques is directly associated with the historical events of 1967 (Six-Day War). It is noted that one of the consequences of these events for literature was the change of discourse - from revival (an-Nahda) to defeat (an-Naksa). The artistic method of Edwar al-Kharrat is characterized in detail on the examples of his early story “Station” and the novel “Rama and the Dragon”, which was included in the top ten Arabic-language novels of all time by the Union of Arab Writers. The authors distinguish thematic blocks in the works of al-Kharrat: the eternal themes of love, life and suffering, which are passed through Hellenistic and Middle Eastern mythologies and Christian philosophy. Such techniques of al-Kharrat as playing with the chronotope, narration through the subjective perception, attention to sensations, replacing the plot with a description, using dichotomy - the opposition of male and female, Christianity and Islam etc. are highlighted. Also the authors stress the significance of al-Kharrat's theoretical works on literature, where the artistic method, defined by him as a “new sensibility” and opposed by critics to what was called “al-Mahfuzia”, is comprehended. The question is raised about the role of al-Kharrat in the history of the latest literature of the Arab countries, while the authors try to remove the contradiction that is seen in the inimitability of al-Kharrat and his simultaneous fundamental influence on subsequent generations of prose writers.

Издательство
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук"
Номер выпуска
8
Язык
Русский
Страницы
78-84
Статус
Опубликовано
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
Arabic modernism; "al-Mahfuzia"; "new sensibility"; Edwar al-Kharrat; "station"; "Rama and the Dragon"; арабский модернизм; "аль-махфузия"; "новая чувственность"; Эдвар аль-Харрат; "Вокзал"; "Рама и дракон"
Цитировать
Поделиться

Другие записи