В статье рассмотрена проблема эмпатии - индивидуально-личностного и одновременно социально-психологического феномена в межличностном взаимодействии студентов, являющихся представителями разных культурных групп (китайская, африканская, индийская). На основе критического анализа существующих в социальной психологии концепций эмпатии выделены ее сущностные структурные компоненты, а в эмпирическом исследовании выявлены индивидуальные и социокультурные различия.Цель исследования - выявить специфические особенности содержательно-структурных компонентов эмпатии у студентов с учетом их культурной принадлежности, пола и возраста. Осуществлена эмпирическая проверка гипотезы о наличии значимых различий в уровне выраженности компонентов эмпатии у студентов разных социально-демографических групп (половозрастные и культурные). Задачи исследования реализовывались с помощью анализа научной литературы по проблеме исследования, тестирования студентов, обработки результатов диагностики с использованием процедур описательной математической статистики и U-критерия Манна - Уитни.Приведены результаты эмпирической проверки выдвинутой гипотезы о различиях эмпатии на выборке иностранных студентов, обучающихся в российских учреждениях высшего образования по учебным программам с преподаванием на английском языке. Специфичность выборки обусловила применение англоязычного диагностического инструментария для тестирования респондентов. Представлены различия выраженности содержательно-структурных характеристик эмпатии, выявленные в группах студентов разного пола, возраста и культурной принадлежности. Осуществлен качественный анализ и интерпретация выявленной половозрастной специфики эмпатии и культурного своеобразия эмпатии у студентов - представителей разных культурных сообщностей.Результаты представленного в статье эмпирического исследования позволяют углубить социально-психологическое научное понимание феномена эмпатии и как индивидуально-психологического свойства, и как кросс-культурного феномена. На их основе могут быть разработаны программы социально-психологического сопровождения студентов в системе профессионального образования для реализации миссии высшей школы по формированию межкультурной компетентности и толерантности специалиста, востребованных в современных условиях профессионального делового взаимодействия, в которое включены субъекты разных социально-демографических и этнических групп.
The article treats empathy as an individual and social-psychological phenomenon predetermining multicultural (African, Chinese and Indian) students’ interpersonal communication. A critical analysis of social-psychological concepts of empathy enables the authors to single out major structural components of empathy and an empirical research enables the authors to single out its individual and sociocultural manifestations.The aim of the research is to analyze specific content and structural features of empathy in differently aged male and female students representing different cultures. The article empirically proves the hypothesis that empathy is differently manifested in students with different socio-demographic characteristics (age, gender, culture). To achieve the aim of the research the authors analyze research works on the investigated issue, conduct tests among students and process the results of the tests relying on mathematical statistics and using the Mann-Whitney U test.Since the research involves foreign students who use English as a mediator language, all diagnostic terminology is English. The article discusses different structural features of empathy in male and female students of different age groups and of different cultural background. The authors perform qualitative analysis of the correlation between students’ levels of empathy, their age, gender and cultural background.The results of the empirical research ensure a better understanding of empathy as a social and psychological phenomenon, as an individual and psychological feature and as a cross-cultural phenomenon. The results of the empirical research can be used to outline the measures of students’ social and psychological support in higher vocations institutions, to ensure the development of interculturally competent and tolerant specialists efficiently functioning in the modern conditions of professional business communication involving representatives of different social, demographic and ethic groups.