В статье рассматривается вопрос о применении технологии микрообучения в качестве инструмента повышения эффективности профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей в части увеличения практического компонента в их обучении и сближения его с реальной профессиональной деятельностью. С этой целью традиционная модель микрообучения была модифицирована таким образом, чтобы дополнить формат традиционных лекций по методике преподавания иностранных языков и повысить формирующую, контролирующую и оценочную функцию данного курса. В результате получился новый формат учебной деятельности - микрообучение, интегрированное в курс лекций по Методике (МИКМ). С целью апробации полученной технологии было проведено экспериментальное обучение студентов дневного и вечернего отделений, а также Центра дополнительного образования Института иностранных языков Российского университета дружбы народов. На основании анализа результатов проведенного исследования была подтверждена эффективность технологии микрообучения в качестве средства формирования навыков обучающей деятельности будущих учителей иностранного языка (БУИЯ), а также в качестве средства контроля и оценки степени сформированности этих навыков. Средняя оценка микроуроков, проведенных за весь период экспериментального обучения (5 лет), составляет 4,28 балла, что свидетельствует о высокой степени сформированности практических навыков учащихся на момент окончания ими обучения по курсу «Методика преподавания иностранных языков» (курс Методики). Таким образом, результаты опытного обучения доказали эффективность интеграции технологии микрообучения в курс лекций по методике преподавания иностранных языков и подтвердили целесообразность внедрения МИКМ в процесс профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранного языка.
One of the most significant current discussions in the modern pedagogical community is the quality of teacher education and, in particular, teaching methods and techniques used to raise the level of the teachers’ competencies and to develop their teaching skills. The purpose of this article is to explore the possibility of modernizing the traditional form of university education through the integration of lectures and microteaching technology. The study was carried out in the form of a natural experiment, which was conducted during 5 years in the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University) and involved 258 students. Original microteaching technology was modified and integrated into the course “Methods of foreign language teaching ”, traditionally presented in the form of lectures. To assess the quality of the delivered micro-lessons and professional skills of student-teachers the variety of observation methods were used: the method of peer assessment (from the part of the student-learners and student-observers), expert assessment (from the part of the supervisor) and self-assessment (from the part of the student-teachers). The results of the study show that the microteaching component of the traditional Methodology course is an effective tool in acquiring and improving teaching skills of the students. It was proved by positive quantitative and qualitative results of the study, obtained by the means of the observation form and feedback discussion sessions, following each microlesson. The average grade for all micro-lessons conducted during the observation period is 4.28 (based on 5-point scale).