Предметом анализа в настоящей статье стало воздействие политики ужесточения санкций в феврале-апреле 2022 г. на участие России в глобальных цепочках создания стоимости (ГЦСС). Цель - оценить результативность санкций в этом направлении, спрогнозировать перспективы участия России в ГЦСС. Методология строилась на базе применения контент-анализа, наблюдения, включения геополитических подходов к развитию мировой экономики. Математические и статистические методы не нашли применения ввиду отсутствия как релевантной статистики, так и методик оценки общей, секторальной, отраслевой эффективности санкций. Исходя из ситуации на начало мая 2022 г. полноценная инкорпорация России в ГЦСС, по меньшей мере в среднесрочной перспективе, представляется маловероятной. На ближайшее время ее заменит поиск путей адаптации экономики к условиям относительной изоляции, дефициту технологий и инвестиций. Приоритетом станет расширение участия в региональных, прежде всего азиатских, ЦС, где следует стремиться к реализации максимально самостоятельной политики. Предполагаемый шок от предельного ужесточения экономических и политических санкций смягчен, в том числе и адаптацией отечественной экономики, которая за последние 100 лет с кратковременными перерывами находилась под санкциями, а коллективный Запад последние десятилетия официально проводил политику «контролируемого отставания» СССР, ослабления экономического и военного потенциала, а с марта 2022 г. - разрушения основных секторов экономики. Санкционная политика, направленная на недопущение интеграции России в глобальные цепочки стоимости, наносит ущерб и самим инициаторам, делая эти цепочки менее эффективными. Политическая мотивация и директива в экономике, осужденные современной экономической теорией на базе критического анализа опыта плановых административных моделей, воплотилась в политическом и даже ментальном обосновании санкций.
The subject of analysis in this article is the impact of the policy of tightening sanctions in February-April 2022 on Russia‘s participation in global value chains (GVCs). The goal is to evaluate the effectiveness of sanctions in this direction, to predict the prospects for Russia‘s participation in the GVCs. The methodology was based on the use of content analysis, observation, inclusion of geopolitical approaches to the development of the world economy. Mathematical and statistical methods have not found application due to the lack of both relevant statistics and methods for assessing the overall, sectoral, sectoral effectiveness of sanctions. Based on the situation at the beginning of May 2022, a full-fledged incorporation of Russia into the GVCs seems, at least in the medium term, seems unlikely. In the near future, it will be replaced by a search for ways to adapt the economy to conditions of relative isolation, a lack of technology and investment. The priority will be to expand participation in regional, primarily Asian, CAs, where one should strive to implement the most independent policy. The expected shock from the ultimate tightening of economic and political sanctions has been mitigated, among other things, by the adaptation of the domestic economy, which has been under sanctions for the past 100 years with short breaks, and the collective West has officially pursued a policy of “controlled lagging” of the USSR in recent decades, weakening the economic and military potential, and since March 2022 - the destruction of the main sectors of the economy. The sanctions policy aimed at preventing Russia from integrating into global value chains also harms the initiators themselves, making these chains less effective. Political motivation and directive in the economy, condemned by modern economic theory on the basis of a critical analysis of the experience of planned administrative models, was embodied in the political and even mental justification of sanctions.