ПРОБЛЕМА ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ XX ВЕКА КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТИ НОВОГО ЭКОЛОГИЧЕСКИ-НРАВСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА

Будучи моделью успешных экономических преобразований, современный Китай вплотную подходит к пониманию того, что для достаточно эффективной реализации экологических задач необходимо создание экологической культуры, т.к. человек, овладевший экологической культурой, формирует способность соизмерять свои существование и потребности с природными возможностями. Задача сегодняшнего времени, стоящая перед китайскими учеными - это, прежде всего, формирование глубокого целостного видения человека в его единстве с культурой и природой; видения, адекватного сложившейся ситуации и способного дать четкую прогностическую ситуацию. Необходимым условием такого видения является новая экологическая культура. В ее основе лежит концепция гармонии человека и природы, зафиксированная в таких религиозно-философских учениях, как даосизм и конфуцианство, порождении и воплощении всего духовного опыта предшествующей национальной цивилизации. Экологическая культура китайского общества, будучи одним из проявлений культуры вообще, охватывающей собой сферу отношений человека, общества к природе, определяя возможности человека в создании ноосферы, отличается многообразием и богатством содержания. Многообразие и богатство экологической культуры требует глубокого и всестороннего изучения экологических традиций различных народов. В этой связи, важное значение, имеет анализ экологической культуры Китая, ориентированной на гуманный подход в решении экологических проблем. Будущее Китая невозможно без нового осмысления компонентов экологической традиционной культуры, и на этой основе формирования национальной идеи экологической культуры в новом модернизированном варианте, имеющей вышеуказанную цель. Но процесс формирования такой культуры чрезвычайно сложен. Он включает в себя процессы трансформации и социокультурной актуализации на основе познания и нравственного созидания человека как естественного природного звена в эволюции системы «человек - природа - общество». Современный духовный мир китайской цивилизации уже не является обособленно-замкнутым в своих принципах. Взаимовлияние культур ныне обретает новое качество, оказывая воздействие на процесс становления общих жизненных ориентаций людей, которые диктуются изменением условий их бытия. Новые приоритеты и ценностные установки, где культурно-экологическая традиция занимает одно из ведущих мест, предъявляют новые требования к социальному мышлению, что объективно подталкивает к переосмыслению самого феномена культуры в понятии современных тенденций социального и духовного прогресса китайской нации. Формирование экологической культуры - сложный и многоплановый процесс. Его необходимым условием является осознание социальной обусловленности человека и природы.

Being a model of successful economic transformations, modern China is coming close to understanding that in order to effectively implement environmental tasks, it is necessary to create an ecological culture, because. a person who has mastered an ecological culture forms the ability to measure his existence and needs with natural possibilities. The task of today, facing Chinese scientists, is, first of all, the formation of a deep holistic vision of man in his unity with culture and nature; vision adequate to the current situation and able to give a clear prognostic situation. A necessary condition for such a vision is a new ecological culture. It is based on the concept of harmony between man and nature, fixed in such religious and philosophical teachings as Taoism and Confucianism, the generation and embodiment of all the spiritual experience of the previous national civilization. The ecological culture of Chinese society, being one of the manifestations of culture in general, covering the sphere of relations between man, society and nature, determining the possibilities of man in creating the noosphere, is distinguished by its diversity and richness of content. The diversity and richness of ecological culture requires a deep and comprehensive study of the ecological traditions of various peoples. In this regard, the analysis of China's ecological culture, oriented towards a humane approach to solving environmental problems, is of great importance. The future of China is impossible without a new understanding of the components of ecological traditional culture, and on this basis, the formation of a national idea of ecological culture in a new modernized version, which has the above goal. But the process of forming such a culture is extremely complex. It includes the processes of transformation and socio-cultural actualization based on the knowledge and moral creation of a person as a natural link in the evolution of the "man - nature - society" system. The modern spiritual world of Chinese civilization is no longer isolated and closed in its principles. The mutual influence of cultures is now acquiring a new quality, influencing the process of formation of the general life orientations of people, which are dictated by the change in the conditions of their existence. New priorities and values, where the cultural and ecological tradition occupies one of the leading places, impose new requirements on social thinking, which objectively pushes for a rethinking of the very phenomenon of culture in the concept of modern trends in the social and spiritual progress of the Chinese nation. The formation of ecological culture is a complex and multifaceted process. Its necessary condition is the awareness of the social conditionality of man and nature.

Авторы
Варакина М.И.1 , Трофимова Е.С. 2 , Бобыкина Т.А.1
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью Научные технологии
Номер выпуска
6
Язык
Русский
Страницы
99-104
Статус
Опубликовано
Год
2022
Организации
  • 1 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королёва
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
ecological culture; confucianism; taoism; chinese philosophy; spiritual culture; экологическая культура; конфуцианство; даосизм; философия Китая; духовная культура
Цитировать
Поделиться

Другие записи