Опыт реализации ценностно-ориентированного подхода в онкодерматологической практике

Цель: реализация ценностно-ориентированных принципов и развитие приверженности к лечению у пациентов с немеланомным раком кожи.Материал и методы. В наблюдательное несравнительное проспективное продолжительное одноцентровое исследование, посвященное изучению качества жизни и опыта пациента, включены 42 больных в возрасте от 42 до 82 лет. Использованы валидизированные опросники: Patient-Reported Outcome Measures (PROMs) как средство поддержки принятия решения, Patient-Reported Experience Measures (PREMs) спустя 3 мес после лечения для оценки опыта пациента.Результаты. Средний показатель обеспокоенности внешним видом (по психометрической модели Раша) составил 43,5 балла. Более молодые больные (r=-0,398, p=0,009) и пациентки женского пола (r=-0,475, p=0,001) более обеспокоены внешним видом. В 10 наблюдениях (24%) вовлеченность оценена в 4 балла, в 18 (43%) - в 3 балла, в 14 (33%) - в 2 балла. Более пожилые пациенты в меньшей степени вовлекались в выбор метода лечения (r=-0633, p<0,001). Уровень удовлетворенности коммуникациями составлял более 50 баллов. Использование пациентоориентированного алгоритма коммуникации положительно влияет на опыт пациента.Заключение. Руководителям онкологических служб рекомендуется на регулярной основе оценивать опыт пациентов, создавать условия для возможности выбора больными методов лечения и для учета их индивидуальных потребностей, анализировать исходы посредством внедрения валидизированных опросников по соответствующему нозологическому профилю и учитывать эти результаты в лечении. Необходимо дальнейшее изучение степени влияния различных факторов на выбор пациентом метода лечения. Также следует провести исследования в других группах больных немеланомным раком кожи (расположенным в других частях тела, размером более 2 см).

Objective: implementation of value-based approach and development of adherence to treatment in patients with non-melanoma cancer.Material and methods. The observational, single-arm, prospective, long-term single-center study of the quality of life and patients’ experience was performed. It included 42 patients aged from 42 to 82 years. Validated questionnaires were used: Patient-Reported Outcome Measures (PROMs) (as a decision support tool), Patient-Reported Experience Measures (PREMs) (3 months after treatment to assess the patient's experience).Results. Mean concern about appearance was 43.5 points (Rasch psychometric model). Younger patients (r=-0.398, p=0.009) and female patients (r=-0.475, p=0.001) were more concerned about appearance. In 10 cases (24%), the involvement was estimated as 4 points, in 18 cases (43%), it was 3 points, in 14 cases (33%), it was 2 points. Older patients were less involved in the choice of treatment method (r=-0633, p<0.001). The level of satisfaction with communications was more than 50 points. The use of a patient-oriented algorithm of communication has a positive effect on a patient's experience.Conclusion. The heads of oncological care are recommended to evaluate the patient's experience on a regular basis, create conditions for patients to choose treatment methods according to their individual needs, analyze the outcomes obtained by the introduction of validated questionnaires on the appropriate nosological profile and take these results into account in treatment. Further studies of the degree of influence of different factors on a patient’s choice of treatment method are needed, as well as conducting studies among other groups of patients with non-melanoma skin cancer (located in other parts of the body, larger than 2 cm).

Авторы
Зуенкова Ю.А. 1 , Кича Д.И. 1 , Изюров Л.Н.2
Номер выпуска
2
Язык
Русский
Страницы
250-258
Статус
Опубликовано
Том
15
Год
2022
Организации
  • 1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов»
  • 2 Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Свердловский областной онкологический диспансер»
Ключевые слова
quality of medical care; Value-based health care; patient orientation; communication model; patient's experience; Patient's values; качество медицинской помощи; ценностно-ориентированное здравоохранение; пациентоориентированность; модель коммуникаций; опыт пациента; оценка качества жизни; ценности пациента
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Зырянов С.К., Дьяков И.Н.
Фармакоэкономика. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. Том 15. 2022. С. 188-198