В статье автор анализирует соотношение норм шариата с нормами конституционного права Республики Ирак, сопоставляя действующий правовой режим религиозных предписаний с соседними Ираку государствами. В статье подробно раскрыты положения Конституции Ирака 2005 г., касающиеся закрепления правового статуса и юридической силы шариата в правовом поле Ирака, выявлен ряд недостатков и внутренних противоречий текста Конституции в части регламентации юридической силы шариата, а также сделан положительный вывод об относительной эффективности сочетания норм шариата и декларированных демократических начал государственности в Республике Ирак. В первой части работы автор подробно анализирует положения ст. 2 Конституции Ирака 2005 г., где в качестве одного из источников права закреплено «исламское право». Внимание автора привлекло также то, что в качестве указанного источника закреплен не сам ислам как религия, а значит, самостоятельный социальный регулятор, а исламское право как особая правовая система. С целью дальнейшего определения правового положения шариата в иракской государственности, автор ссылается на практику высшей судебной инстанции Республики Ирак, которой известны случаи признания неконституционным акта, противоречащего буквальным формулировкам Корана.
In the article, the author analyzes the correlation of sharia norms with the norms of the constitutional law of the Republic of Iraq, comparing the current legal regime of religious prescriptions with Iraq neighboring states. The article dwells upon the provisions of the 2005 Constitution of Iraq concerning the definition of the legal status of Sharia in the legal field of Iraq, reveals several obscure provisions and internal contradictions of the text of the Constitution, having positive conclusion on relative effectiveness of the Sharia norms and declared democratic principles combination. In the first part, the author analyzes in detail the provisions of Art . 2 of the 2005 Constitution of Iraq, where "Islamic law" is enshrined as one of the sources of law. The author's attention was also attracted by the fact that Islam itself as a religion, and therefore an independent social regulator, in the Constitution was replaced by Islamic law as a special legal system. To further determine the legal status of Sharia in the Iraqi statehood, the author refers to the practice of the highest judicial instance of the Republic of Iraq, which has already dealt with cases of founding unconstitutional several acts which contradicted the literal wording of the Koran.