В статье рассматривается попытка разрешения проблемы предметной области, метода и в широком смысле специфики наук о духе, предпринятая основоположником марбургской школы неокантианства Германом Когеном. Критически осмысливается проблематика предметного разделения гуманитарной и естественнонаучной областей знания, начатая В. Дильтеем. Подчеркивается генеалогическая взаимосвязь между когеновской философией культуры и его философской системой. Основной чертой, обособляющей когеновскую интерпретацию проблемы разделения наук на науки о духе и о природе, является умозаключение о несостоятельности диалектической концепции Дильтея, которая постулирует четкую границу между науками «естественными» и «гуманитарными». По замечанию автора, в системе философии культуры Когена выводимы три требования: системность, научность и историчность. Красной нитью в исследовании проходит мысль о том, что философия играет роль маяка для развития каждой из гуманитарных дисциплин в контексте исторических преобразований. Систематическая философия, соединяющая в себе культурообразующие элементы: логику и этику, - как первоначало наук суть также вектор для их рефлективного преобразования и системной цельности в качестве «наук о духе».
The article considers an attempt to solve the problem of the subject area, method, and in a broad sense, the specifics of the spirit sciences, under taken by the founder of the Marburg school of neo-Kantianism, H. Cohen. The problem of the subject division of the humanitarian and natural science fields of knowledge is critically comprehended. Emphasizes genealogical relationship between Cohen's philosophy of culture and philosophical system. According to the authors, three requirements can bed educed in the system of Cohen's philosophy of culture: systematic, scientific, and historical. The main read in the research 104 is the idea that philosophy plays the role of a beacon for the development of each of the Humanities in the context of historical transformations. Systematic philosophy, which combines the culture-for Ming elements of logic and ethics as the origin of the sciences, is also a vector for their reflexive transformation and systemic integrity as the «Sciences of the spirit».