Цель исследования - выяснить, был ли гоплитодромос, или бег гоплитов, в большей степени военным или спортивным мероприятием, связан ли характер этого агона с его поздним введением в программу панэллинских игр и различались ли правила его организация на панэллинских и местных состязаниях. На основе письменных источников и данных аттической вазописи автор показывает, что существовали разные типы вооружения участников бега - тяжелый и легкий, а также что со временем «полное» вооружение гоплита - шлем, поножи, щит - изменяется, сохранив только щит. Несмотря на распространенное в научной литературе мнение, что гоплитодромос относился к «военным» состязаниям, автор приходит к выводу, что характер бега определялся типом игр. И если на местных играх этот агон часто был связан с aition праздника, например, с военными подвигами Афины на Панафинеях или годовщиной битвы при Платеях на Элевтериях, то на панэллинских состязаниях, таких как Олимпийские игры, военный характер бега трансформировался в реконструкцию, тем самым приобретя характер занимательного зрелища.
The purpose of the study is to find out whether the hoplitodromos, or hoplite race, was more of a military or sporting event, whether the nature of this agon was associated with its late introduction into the program of the Panhellenic games, and whether the rules for its organization differed in Panhellenic and local competitions. On the basis of written sources and data from Attic vase painting, the author shows that there were different types of weapons of the participants in the run - heavy and light, and also that over time the “full” weapons of the hoplite - helmet, greaves, shield - change, retaining only the shield. Despite the widespread opinion in the scientific literature that the hoplitоdromos belonged to “military” competitions, the author comes to the conclusion that the nature of the run was determined by the type of games. And if at local games this agon was often associated with the aition of the festival, for example, with the military exploits of Athena on Panathenaia or the anniversary of the Battle of Plataea on Eleutheria, then at Panhellenic competitions, such as the Olympic Games, the military nature of the run was transformed into a reconstruction, thereby acquiring the nature of an entertaining spectacle.