Ницше, Гамсун и священное насилие

Данная статья посвящена анализу неомифологических и пантеистических сюжетов в творчестве Фридриха Ницше и Кнута Гамсуна. Аналитическое сравнение философских концепций Ницше и литературного психологизма Гамсуна раскрывает глубинное понимание человеческой природы на стыке этики и эстетики - добра и красоты, зла и уродства. Понимание эстетических категорий «Аполлонический» и «Дионисийский» разрабатывается на основе работы Ницше «Рождение трагедии из духа музыки». Актуальность феноменов дионисийских культур основана на истинной ницшеанской вере в Сверхчеловеческую природу современного мышления. Концепция «Диониса» находит свое продолжение в постмодернистской философии Жоржа Батая и Мориса Бланшо, в таких архаичных эмоциональных и эстетических аспектах человеческой сущности, как насилие и жертвенность, понимаемые в крайне абстрактном смысле. Показано, что интерес современной культуры к насилию и жертвоприношению уходит своими корнями в идею Ницше о Дионисии в значении одного из начал любого сегмента европейской культуры. Основание для преодоления постмодернизма в 21 веке и последующего развития эстетических взглядов может быть обретено в попытке глубокой переработки фундамента европейской культуры через переосмысление концепта Супермена-Заратустры-Диониса.

Nietzsche, Hamsun, and Sacred Violence

This article deals with the analysis of neo-mythological and pantheistic subjects in the works of Friedrich Nietzsche and Knut Hamsun. The analytical comparison of Nietzsche’s philosophical concepts and Hamsun’s literary psychologism is poised to find an underlying understanding of human nature at the confluence of ethics and aesthetics - of goods and beauty, of evil and ugly. A precise definition of the aesthetic categories “Apollonian” and “Dionysian” is carried out based on Nietzsche’s work “The Birth of Tragedy from the Spirit of Music”. The relevance of the Dionysian culture’s phenomena is based on the Nietzschean belief in an Übermensch within the modern mindset. The concept of “Dionysus” finds its continuation in the postmodern philosophy of Georges Bataille and Maurice Blanchot, in such archaic emotional and aesthetic aspects of human essence as violence and sacrifice understood in an extremely abstract sense. The authors stress that modern culture’s interest in violence and sacrifice is rooted in Nietzsche’s idea of Dionysius in the meaning of one of the beginnings of any segment of European culture. The foundations for overcoming postmodernism in the 21st century and the subsequent development of aesthetic views can be found in an attempt to revise the foundation of European culture through rethinking the concept of Übermensch-Zarathustra-Dionysus.

Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
2
Язык
Английский
Страницы
418-426
Статус
Опубликовано
Том
26
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
Nietzsche; Hamsun; Bataille; Blanchot; aesthetics; Apollonian; Dionysian; neo-mythology; pantheism; Ницше; Гамсун; Батай; Бланшо; эстетика; аполлоническое; дионисийское; неомифология; пантеизм
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Крыштоп Л.Э., Малла М.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 26. 2022. С. 402-417
Роман Л.Г., Путягина В.Н., Данилова Н.Н.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 26. 2022. С. 470-477