Сдвиг медиапотребления в России: обзор тенденций (2016-2021)

Глубокое проникновение интернета в Россию, массовое распространение смартфонов и вступление во взрослую жизнь представителей цифрового поколения привели к существенным изменениям в потреблении медиа последнего пятилетия. Можно констатировать, что поступательные количественные трансформации обернулись качественным цифровым сдвигом. Объемы использования цифровых медиа растут: почти во всех возрастных группах использование мессенджеров, социальных сетей, поисковиков, онлайн-видеосервисов превосходит традиционные медиа. В 2021 г. цифровые платформы заняли восемь первых мест в рейтинге медиаплощадок по размерам аудитории в России. Одновременно с этим наблюдается снижение телесмотрения, растет фрагментация аудитории, а самым популярным видеосервисом в стране стала платформа YouTube. Падает интерес к чтению газет, журналов, прослушиванию эфирного радио. По значимости источников новостей и доверию к ним интернет превосходит телевидение во всех аудиториях. В исследовании приводятся статистические данные, не опубликованные прежде. Комплексный анализ выявленных тенденций развития цифровых медиа позволил сделать концептуальный вывод о качественном сдвиге медиапотребления в России в период 2016-2021 гг.: этот временной промежуток обозначен впервые.

The shift in media consumption in Russia: overview of trends 2016-2021

The Internet has become omnipresent in Russia due to the mass accessibility of smartphones. Paired with the fact that the representatives of the digital generation are reaching adulthood, the significant changes in media consumption have occurred over the past five years. It can be stated that progressive quantitative transformations have turned into a qualitative digital shift. The use of digital media is growing: the use of messengers in almost all age groups, social networks, search engines, online video services surpasses traditional media. In 2021, digital platforms took the top eight places in the ranking of media platforms by audience in Russia. At the same time, there is a decrease in TV viewing, the fragmentation of the audience is growing, and the YouTube has become the most popular video service in the country. Interest in reading newspapers, magazines, listening to radio is falling. In terms of the importance of news sources and trust in them, the Internet surpasses TV in all audiences. The study provides statistics that have not been published before. A comprehensive analysis of the identified trends in the development of digital media allowed to draw a conceptual conclusion about the qualitative shift in media consumption in Russia between 2016 and 2021: this timeframe is marked for the first time.

Авторы
Поляков М.Л.2, 3 , Слепцов Н.А. 1
Издательство
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН)
Номер выпуска
3
Язык
Русский
Страницы
615-630
Статус
Опубликовано
Том
27
Год
2022
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Московский государственный институт международных отношений (университет)
  • 3 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
Ключевые слова
медиапотребление; цифровые медиа; медиаплатформы; стриминг; телесмотрение; media consumption; digital platforms; TV audience; streaming media; new media
Дата создания
11.07.2023
Дата изменения
11.07.2023
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/93736/
Поделиться

Другие записи

Долгова Ю.И., Ершов Н.О., Чан Т.Т.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 27. 2022. С. 573-589
Корочкина Д.Н., Коваленко А.Г.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 27. 2022. С. 695-705