Освещается проблема транзита европейских товаров из черноморских портов России через Закавказье на северные рынки Ирана в ХIХ в. Автор анализирует историю его функционирования, уделяет специальное внимание процессу обсуждения российской бюрократией вопроса о целесообразности сохранения закавказского транзита, окончательно закрывшегося в 1883 г. Историографический анализ позволил выяснить, что проблема роли российских предпринимателей в отмене беспошлинного провоза европейских товаров через Закавказье в Иран еще не получила специального освещения. Выявляется позиция предпринимателей по существовавшему вопросу через анализ материалов, отложившихся в фонде Московского биржевого комитета Центрального государственного архива города Москвы; рассматриваются доводы в пользу ликвидации транзита тех предпринимателей, которые в начале 1880-х гг. были связаны с иранским экспортом; выявлены обращения предпринимателей к царскому правительству. Автор приходит к выводу об отсутствии в кругах высшей бюрократии единой позиции по данному вопросу, что было обусловлено различиями в оценке роли коммерческих грузов, следовавших из Европы в Иран, для развития российской экономики. Если одна группа чиновников, как и представители торгово-промышленных кругов, видела в сохранении транзита препятствие для сбыта отечественной продукции, то для другой части государственной бюрократии это был фискальный источник пополнения казны. В результате давление со стороны торгово-промышленных кругов, участвовавших в экспортной торговле с Ираном, привело к отмене беспошлинного транзита для европейских товаров.
The problem of European goods transit from the Black Sea ports of Russia through Transcaucasia to the northern markets of Persia in the 19th century is considered. The author analyzes the history of its functioning, pays special attention to the process of Russian bureaucracy’s discussion of the issue of the expediency of preserving the Transcaucasian transit which was finally closed in 1883. The historiographic analysis reveals that the problem of the role of Russian entrepreneurs in the abolition of duty-free transportation of European goods through Transcaucasia to Iran has not yet been covered properly. The author discloses the position of entrepreneurs on the issue under consideration through the analysis of materials stored in the fund of the Moscow Exchange Committee of the Central State Archives of Moscow; there are considered the arguments in favor of abolishing the transit expressed by the entrepreneurs associated with export to Iran in the early 1880s; there are revealed the Russian entrepreneurs’ appeals to the government. The author comes to the conclusion that in the circles of the highest bureaucracy there was no unified position on this issue, which was due to the differences in the assessment of the role of commercial cargo from Europe to Iran for the development of the Russian economy. Whereas some officials, as well as representatives of the commercial and industrial circles, considered the preservation of transit to be an obstacle to the sale of their own products, for another part of the state bureaucracy it was a fiscal source of replenishment of the treasury. As a result, the pressure on the part of the commercial and industrial circles involved in the export trade with Iran led to the abolition of duty-free transit for European goods.