В статье представлена история изучения национального вопроса и национальных отношений в Исламской Республике Иран, которая относится к числу крупнейших много-национальных государств азиатского континента с населением, по численности приближающимся к 85 млн чел. Характер подхода представителей властных структур к решению национальных проблем в современном иранском обществе не только играет существенную роль, но и нередко определяет пути преодоления возникающих конфликтных ситуаций как во внутриполитической и социокультурной сферах, так и на уровне внешнеполитического дискурса. Эти проблемы относятся к числу наиболее острых и закрытых тем для общественной дискуссии в современном Иране. Основное внимание по предлагаемой проблематике обращено на работы российских ученых, в том числе и на труды иранистов советского периода. Вместе с тем, отмечены также и исследования иранских, американских, израильских ученых и некоторые труды ученых-иранистов стран ближнего зарубежья. Отдельно выделены работы по этноконфессиональным проблемам современного Ирана, которые продолжают будоражить умы исследователей, несмотря на постоянно сокращающееся число представителей этих сообществ в иранском обществе. Проведенный анализ работ по национальной тематике в отечественной и зарубежной иранистике позволяет прийти к выводу, что национальный/этнический дискурс занимает важное место в иранистических исследованиях прошлого и настоящего и эта традиция будет продолжена в будущем.
The article presents the background of studying the national issue and national relations in the Islamic Republic of Iran, which is one of the largest multinational states of the Asian continent with the population of about 85 million people. The nature of the approach of the power structures representatives to solving the national problems in modern Iranian society not only plays a significant role, but also often determines the ways to overcome emerging conflict situations both in the domestic political and sociocultural spheres, as well as at the level of foreign policy discourse. These problems are among the most acute and least discussed subjects in modern Iran. The primary focus is placed on the works of the Russian scientists, including the specialists in Iranian studies of the Soviet period. However, there are also mentioned the studies by Iranian, American, Israeli researchers, as well as works of some specialists in Iranian studies from the countries of near abroad. Moreover, there are highlighted the works on ethno-confessional problems of modern Iran, which continue to arouse the interest of researchers, despite the constantly decreasing number of representatives of these communities in Iranian society. The analysis of the presented works on the national issues in domestic and foreign Iranian studies allows concluding that the national/ethnic discourse does occupy an important place in Iranian studies of the past and present, and that this tradition will be continued in the future.