Объектом статьи выступает апофатика как феномен художественной культуры. Предметом является национальная топика в творчестве А.С. Пушкина. Материалом для статьи служит роман «Евгений Онегин». В центре герменевтической реконструкции - V глава произведения, а именно сон Татьяны. Большое внимание уделяется русской фольклорной традиции в романе, которая выразилась как эксплицитно, так и имплицитно. Методология исследования сводится к целостному онтогерменевтическому анализу, направленному на высвечивание фольклорной, этнографической парадигмы данного художественного текста, что позволяет онтологически подойти к вопросам самого творческого процесса, углубиться в понимание феномена «магического кристалла» Пушкина. Уделяется большое внимание сну как пограничному состоянию, которое приравнивается к смерти. Проводятся параллели с русской волшебной сказкой и быличкой. Татьяна обладает семиотическим мышлением, и это обязательно должен учитывать исследователь, анализирующий онейрическое пространство «Евгения Онегина. Результаты исследования заключаются в выявлении культурного потенциала произведения для дальнейшего изучения национальной топики, национального бытия и инобытия, апофатики как феномена русской культуры, сопряженного с феноменом смерти. Результаты работы также могут быть использованы в преподавании курсов по русской литературе XIX века, культурологии, философии.
The object of the article is apophatics as a phenomenon of artistic culture. The subject is the national topic in A.S. Pushkin's works. The material for the article is the novel “Eugene Onegin”. The fifth chapter of the novel, namely Tatyana's dream, is in the center of the hermeneutic reconstruction. Much attention is paid to the Russian folklore tradition in the novel, which is expressed both explicitly and implicitly. The research methodology is reduced to a holistic ontohermeneutical analysis aimed at highlighting the folkloric, ethnographic paradigm of this literary text, which allows addressing the issues of the creative process itself ontologically, digging into the understanding of the phenomenon of Pushkin's “magic crystal”. Much attention is paid to the dream as a borderline state, which is equated with death. Parallels are drawn with the Russian fairy tale and folkloric account. Tatyana has semiotic thinking, and this must be taken into account by a researcher analyzing the oneiric space of "Eugene Onegin". The research results are to identify the cultural potential of the work for further study of the national topic, national existence and otherness, apophatics as a phenomenon of Russian culture associated with the phenomenon of death. The research results can also be used in teaching courses on Russian literature of the 19th century, cultural studies, philosophy.