В статье исследуется современное состояние буддизма в системе государственных политик Китая и Индии; рассматриваются причины актуализации вопроса и случаи использования религии в качестве инструмента «мягкой силы» для формирования положительного имиджа государства и продвижения его интересов. Автор обращает внимание на специфику буддизма в упомянутых странах: китайские лидеры, несмотря на осторожное отношение к роли религии в обществе, отдают должное влиянию буддизма и успешно используют его в «буддийской дипломатии». Еще в 1990-е годы в КНР распространилась идея «взаимного соответствия религии и социалистического общества», которая сформулировала определяющее направление политического курса государства по отношению к религии. Современный подход властей КНР к религии сформировался в декабре 2001 года, когда ЦК КПК и Государственный совет КНР провели Всекитайскую конференцию по религиозной работе, и председатель Цзян Цзэминь заявил, что в период социализма религия получила широкое распространение и длительное влияние. Во внешней политике буддизм определяется как средство поддержания, стабилизации и оптимизации межгосударственных отношений. «Буддийская дипломатия» поддерживает развитие стабильных отношений со странами Юго-Восточной Азии, а также с Индией и Японией. Например, побывавшие в Китае индийские политики (А. Ваджпаи, П. Патил) посетили такие важные культовые центры, как город Лоян, известный в древности буддийский центр, где в 2006 году индийцы построили буддийский храм. Важным политическим инструментом также является обмен делегациями верующих буддистов, а также проведение научных семинаров, конференций и форумов (семинар, посвященный Сюань Цзяню; всемирный семинар по Тибету и т.д. - с 2006 по 2018 год было проведено пять международных буддийских форумов). В отношении японцев китайская сторона продвигает призыв плести «золотые узы дружбы» единоверцев. Позже Индия, по аналогии с Китаем, начала использовать потенциал буддизма в своей политике - это было связано с особой ролью религии (индуизма) в истории, политике и культуре страны. Буддизм оказал огромное влияние на индийскую цивилизацию, и во многом именно с этой религией связаны внешние образы Индии. Например, в прошлом Индийский субконтинент назывался Индирар Десам. Индирар - одно из имен Будды, а Индия (Бхарат) - модифицированная форма слова «варатха», другого имени Будды. Значительное количество так называемых необуддистов появилось в Индии благодаря политической деятельности известного индийского политика Бхим Рао Амбедкара. Еще одно обстоятельство, актуализировавшее буддизм в Индии, - наличие тибетской общины во главе с Далай-ламой. В отличие от ситуации в Китае, тибетский вектор более выражен в индийской политике. Индия укрепляет связи в культурной, политической, экономической и социальной сферах с Монголией, Бутаном, Вьетнамом и другими государствами, относящимися к буддийской цивилизации. Соперничество с Китаем также обуславливает уникальность решений в области политики. Например, в конце 1980-х годов Кушок Бакула Ринпоче, Верховный лама Ладакха, видный деятель тибетской школы гелук, был назначен послом Индии в Монголии. Индийские политики отмечают тенденцию использовать буддизм как инструмент «мягкой силы» в борьбе между Индией и Китаем за влияние в том или ином регионе Азии. По мнению экспертов, если раньше Индия не использовала потенциал буддизма в своей региональной политике, то теперь она наверстывает упущенное. В Индии также организуются конференции и семинары, такие как Всемирный буддийский конгресс, и возрождается знаменитый древний буддийский университет в Наланде. Таким образом, буддизм для Китая и Индии является одной из фундаментальных возможностей и инструментом «мягкой силы» в решении политических задач на увеличение влиятельности этих стран в различных регионах мира. По мнению китайских и индийских ученых, государство должно подчеркивать свои цивилизационные возможности, особенно те, которые связаны с первой мировой религией. Возможности буддизм
The article examines the current position of Buddhism in the system of state policy in China and India, the reasons for its actualization, the use of religion as a means of soft power for the formation of a positive image of the state and the promotion of state interests. The author draws attention to the specificity of Buddhism in these countries: Chinese leaders, despite their cautious attitude to the role of religion in society, pay tribute to the influence of Buddhism and successfully use it in "Buddhist diplomacy." Back in the 1990s, the idea of "the mutual correspondence of religion and socialist society" spread in the PRC, which formulated the defining direction of the state's political course in relation to religion. The PRC authorities' modern approach to religion took shape in December 2001, when the CPC Central Committee and the State Council of the PRC held the All-China Conference on Religious Work, and Chairman Jiang Zemin stated that during the period of socialism, religion has long-lasting influence. In foreign policy, Buddhism is defined as a means of maintaining and optimizing stable interstate relations. "Buddhist diplomacy" supports the development of stable relations with the countries of Southeast Asia, as well as with India and Japan. For example, Indian politicians who visited China (A. Vajpayee, P. Patil) visited such important cult centers as the city of Luoyang, a Buddhist center known in antiquity, where the Indians erected a Buddhist temple in 2006. An important tool is the exchange of delegations of Buddhist believers, as well as scientific seminars, conferences and forums (a seminar dedicated to Xuan Zang, a world seminar on Tibet, there were five international Buddhist forums from 2006 to 2018). For the Japanese, the Chinese side is promoting an appeal to weave the "golden bonds of friendship" of co-religionists. India later, in comparison with China, began to use the potential of Buddhism in its politics, which was associated, among other things, with the special role of religion (Hinduism) in its history, politics and culture. Buddhism has had a huge impact on the Indian civilization, and in many ways it is with this religion that external images of India are associated. For example, in the past, the Indian subcontinent was called Indirar Desam. Indirar is one of the names of the Buddha, and India (Bharat) is a modified form of the word "varatha", another name for the Buddha. A significant number of so-called neo-Buddhists appeared in India thanks to the political activities of the famous Indian politician Bhim Rao Ambedkar. Another circumstance that has actualized Buddhism in India is the presence of the Tibetan community headed by the Dalai Lama. Unlike the situation in China, the Tibetan vector is more pronounced in Indian politics. India is strengthening ties in the cultural, political, economic and social spheres with countries such as Mongolia, Bhutan, Vietnam, and other states belonging to the Buddhist civilization. Rivalry with China also gives rise to the uniqueness of decisions in the field of politics: for example, in the late 1980s, Kushok Bakula Rinpoche, the Supreme Lama of Ladakh, a prominent figure of the Geluk Tibetan school, was appointed an Ambassador of India to Mongolia. Indian politicians note the tendency to use Buddhism as a "soft power" in the struggle between India and China for influence in a particular region of Asia. Experts say that if before India did not use the potential of Buddhism in its regional policy, now it is making up for lost time. India also organizes conferences and seminars, such as the Global Buddhist Congress, and is reviving the famous ancient Buddhist University in Nalanda. Thus, Buddhism is for China and India one of the fundamental possibilities and "soft power" in solving the political task of increasing these countries' influence in different regions of the world. According to Chinese and Indian scholars, the state should emphasize its civi