Выбор медицинской профессии: мотивация абитуриентов и динамика ее развития при получении высшего образования

Нехватка квалифицированных медицинских работников является глобальной проблемой, особенно в развивающихся странах. Крайне важно определить факторы, которые мотивируют абитуриентов выбирать медицинские специальности, так как именно студенты-медики формируют значительный пул медицинских работников, которые могут помочь преодолеть дефицит медицинских кадров во всем мире. Цель: проанализировать факторы, влияющие на мотивацию студентов при выборе медицинской профессии и дальнейшей специализации и изучить динамику удовлетворенностью выбора врачебной деятельности на протяжении обучения в вузе. Материалы и методы: исследование проводилось при помощи анонимного анкетирования студентов 1, 6 курсов и ординаторов медицинского института РУДН в количестве 526 человек. Проведена статистическая обработка данных с использованием IBM SPSS Statistics (версия 21.0). Результаты. Выбор медицинской профессии у 72,7 % опрошенных сделан в возрасте до 18 лет. Основными мотивами данного выбора послужили: видение себя в медицине с детского возраста - 52 %, предрасположенность к изучению химико-биологических дисциплин - 24,7 %, продолжение династии врачей -15,1 %, выбор родителей -15,4 % и т.д. Полная удовлетворенность выбором профессии среди студентов на 1-м курсе - 58,3 %, на 6-м - 34,5 %, у ординаторов -42,4 %, выбор позиции «скорее да» на 1-м курсе - 33,3 %, на 6-м - 50,7 %, у ординаторов - 41,2 %, а позиций «нет» и «скорее нет» на 1-м курсе составляет 8,3 %, на 6-м -14,7 %,у ординаторов -16,5 %. Решающим при выборе специальности был: предполагаемый доход - 27,5 %, продолжение династии врачей -18,9 %, чувство, что данная специальность является призванием -48,9 %. Заключение:у большинства опрошенных выбор профессии «врач» состоялся в несовершеннолетнем возрасте (72,7 %) без четкого понимания ее сложностей. Скорее всего, именно это объясняет тенденцию к снижению удовлетворенности в своем выборе на старших курсах. На следующем этапе обучения в ординатуре большинство удовлетворено своей специализацией, что связано с выбором в более зрелом возрасте с учетом особенностей профессии и накопленного опыта в реальных клинических условиях.

Objective. Shortages of qualified health workers have been a global concern, especially in developing countries. Medical students form a significant pool of healthcare professionals who can help overcome scarcity around the world, so it is important to identify the factors that motivate enrollee to choose medicine. The aim of the study was to analyze the factors influencing the motivation of students when choosing a medical profession and further specialization and to study the dynamics of satisfaction with the choice of medical practice during their studies at the university. Methods. The study was carried out using an anonymous questionnaire survey of 1st, 6th year students and residents of the RUDN Medical Institute in the amount of526 people. IBM SPSS Statistics (21.0) have carried out statistical data processing. Results. 72.7 % of the respondents made their choice of a medical profession at the age of 18. The main motives for this choice were: a vision of oneself in medicine from childhood - 52 %, a predisposition to the study of chemical and biological disciplines - 24.7 %, the continuation of the dynasty of doctors - 15.1 %, the choice of parents - 15.4 %, etc. Complete satisfaction with the choice of a profession among 1st year students - 58.3 %, 6th - 34.5 %, residents - 42.4 %, choice of the position «rather yes» in the 1st year - 33.3 %, on the 6th - 50.7 %, among residents - 41.2 %, and positions «no» and «probably not» in the 1st year is 8.3 %, on the 6th -14.7 %, among residents -16.5 %. The decisive factors in choosing a specialty were the estimated income - 27.5 %, the continuation of the dynasty of doctors -18.9 %, the feeling that this specialty is a vocation - 48.9 %. Conclusion. The majority of respondents chose the profession of «doctor» as a minor (72.7%) without a clear understanding of its difficulties, which explains the downward trend in satisfaction with one’s choices in senior years. At the residency stage, most are satisfied with their specialization, which is associated with a choice at a more mature age, taking into account the characteristics of the profession and the accumulated experience in real clinical conditions.

Издательство
Региональная общественная организация содействия развитию последипломного медицинского образования, медицинской науки и практики
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
3-6
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
motivation; medical profession; medical students; residents; motivational factors; мотивация; медицинская профессия; студенты-медики; ординаторы; мотивационные факторы
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Аун Р.Ю., Уджуху В.Ю., Боткина А.С., Баткаев Э.А.
Вестник последипломного медицинского образования. Региональная общественная организация содействия развитию последипломного медицинского образования, медицинской науки и практики. 2021. С. 7-12