Рассматриваются современные причины воспроизводства исламистского терроризма. В качестве методологии используются концепции десекуляризации, гибридных войн, а также системно-функциональный подход. Исходя из признания провала либеральных объяснений причин исламистского терроризма, автор критикует либеральную методологию, которая основана на эссенциалистском объяснении ислама и мусульманской цивилизации и приписывает исламу неизменный набор качеств как онтологическому злу, варварству, враждебному западной цивилизации. В статье представлена точка зрения, основанная на подходах, предложенных представителями леворадикальной мысли, постмодернизма и неомарксизма. Сделан вывод о том, что политизация ислама, включая его радикальные интерпретации, обусловлена кризисом ряда мусульманских обществ. Реакция мусульманского мира на западный глобализм также является попыткой реализовать свои собственные глобальные политические проекты, что можно трактовать как ответ исламского фундаментализма на вызов западного демократического фундаментализма. Автор анализирует феномен гибридных войн как форму вооруженного и информационно-идеологического насилия, которую западный мир использует для наведения порядка в своей глобальной империи. Показана связь гибридных войн с концепцией справедливой войны, а также востребованность исламистского терроризма как элемента системы гибридных войн. Исламистский терроризм и борьба с терроризмом присутствуют во всех гибридных войнах, которые ведутся в мусульманском мире. Это проявляется как в военных действиях на местах, так и в информационной войне, а также виртуальном пространстве. Рассматривается рынок террористических и антитеррористических услуг, присущий гибридным войнам, и место в нем исламистского терроризма. Финансовые отношения связывают участников террористической деятельности, включая заказчика, спонсора, посредника, организатора, информатора и исполнителя. Делается вывод, что исламистский терроризм не является деятельностью отдельных фанатиков или проявлением воинственного характера ислама, а продуцируется конфликтной системой современных международных отношений.
The article deals with the present-day causes of the reproduction of Islamist terrorism. The concepts of desecularization, hybrid wars, and a system-functional approach form the methodological basis of the research. Recognizing the failure of liberal explanations of the causes of Islamist terrorism, the author criticizes the liberal methodology, which is based on an essentialist explanation of Islam and Muslim civilization and attributes a fixed set of qualities to Islam as an ontological evil, a barbarism hostile to Western civilization. The paper presents a viewpoint based on the approaches proposed by representatives of left-wing radical thought, postmodernism and neo-Marxism. It is concluded that the politicization of Islam, including its radical interpretations, is due not to the militant unchanging nature of Islam, but to the crisis of a number of Muslim societies. The Muslim world's reaction to Western globalism is also an attempt to implement its own global political projects as a response of Islamic fundamentalism to the challenge of Western democratic fundamentalism. The author analyzes the phenomenon of hybrid wars as a form of armed violence that the Western world uses to restore order in its global empire. The connection between hybrid wars and the concept of a just war is shown, as well as the relevance of Islamist terrorism as an element of the system of hybrid wars. Islamist terrorism and counterterrorism are present in all hybrid wars waged in the Muslim world. This is manifested both in military actions on the ground, and in information warfare, as well as in virtual space. The market for terrorist and counterterrorist services inherent in hybrid wars and the place of Islamist terrorism in it are examined. Financial relations bind the participants in terrorist activities, including the customer, sponsor, mediator, organizer, informant, and performer. It is concluded that Islamist terrorism is not the activity of individual fanatics or a manifestation of the militant nature of Islam, but is produced by the conflict system of contemporary international relations.