РЕЧЕВЫЕ ПОРТРЕТЫ Д. ТРАМПА И Б. ДЖОНСОНА: КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ

Статья исследует прагмалингвистические особенности формирования образа политика в публичном политическом дискурсе. Политический дискурс рассматривается как процесс осуществления властных полномочий речевыми средствами. Риторическая эффективность речи политика имеет непосредственное влияние на процессы овладения властью, сохранение, осуществление, распределение власти, сложение полномочий. Авторы рассматривают коммуникативную стратегию как общий теоретический план по реализации подобных практических целей. Отмечены такие свойства коммуникативной стратегии как целенаправленность, гибкость, контекстуальность, интенциональный характер. В статье через призму компонентов языковой личности описаны речевые портреты британского и американского лидеров, обозначены характерные особенности их речи, сопоставлены из точки зрения на климатическую повестку дня, освещена динамика их позиций и их вербализация за период 2011 -2021 гг. В работе применяется метод функционально-синергетического анализа, рассматривающий дискурс как системное образование смысловых компонентов, взаимодействующих посредством прагма-семантически отношений и направленных к коммуникативной цели. Авторы приходят к выводу о том, что климатическая риторика в выбранный период у обоих лидеров обозначена четко, имеет существенное значение для конструирования образа политика как сторонника защиты окружающей среды и имеет непосредственное влияние на его деловую репутацию. Отмечена динамика взглядов на данный вопрос в выступлениях американского президента. На материале его устных и письменных высказываний отслеживается трансформация прагма-семантической системы смыслов и переход ее от скептицизма к опровержению и поддержке. Полученные результаты демонстрируют серьезную роль стратегического речевого планирования речи политика и могут быть полезны для обогащения коммуникативного репертуара публичного человека.

The article examines the pragmalinguistic features of the image of a politician in public political discourse. Political discourse is viewed as a process of exercising power by speech means. The rhetorical effectiveness of a politician's speech has a direct impact on the processes of mastering power, preserving, exercising, distributing it and resigning. The authors consider the communication strategy as a general theoretical plan for the implementation of such practical goals. Such properties of the communicative strategy as purposefulness, flexibility, contextuality, intentional character are noted. Through the prism of the components of the linguistic personality, the article describes the speech portraits of British and American leaders, identifies the features of their speech, compares their points of view on the climate agenda, highlights the dynamics of their positions and their verbalization for the period of 2011-2021. The work uses the method of functional-synergetic analysis, which considers discourse as a systemic unity of semantic components interacting through pragma-semantic relations and directed towards a communicative goal. The authors come to the conclusion that the climate rhetoric in the chosen period is clearly defined by both leaders, is essential for constructing the image of a politician as a supporter of environmental protection, and has a direct impact on his business reputation. The dynamics of views on this issue in the speeches of the American president is noted. Based on the material of his oral and written statements, the transformation of pragma-semantic system of meanings and its transition from skepticism to refutation and support are traced. The results obtained demonstrate the serious role of strategic speech planning of a politician's speech and can be useful for enriching the communicative repertoire of a public person.

Издательство
Некоммерческое партнерство Национальное Объединение Преподавателей Иностранных Языков Делового и Профессионального Общения в сфере бизнеса
Номер выпуска
44
Язык
Русский
Страницы
118-151
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
political discourse; functional analysis; speech portrait; linguistic personality; communication strategy; image creation; политический дискурс; функциональный анализ; речевой портрет; языковая личность; коммуникативная стратегия; создание имиджа
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Шведова И.В.
Вопросы прикладной лингвистики. Некоммерческое партнерство Национальное Объединение Преподавателей Иностранных Языков Делового и Профессионального Общения в сфере бизнеса. 2021. С. 53-75