После нахождения «вне закона» в советский период религиозное образование с 1990-х гг. становится объектом нормативно-правового регулирования - сначала в законодательстве о свободе совести, а затем - и в законодательстве об образовании. Религиозное образование - это не только одна из гарантий реализации основных прав и свобод человек, но и путь к сохранению единого образовательного и культурного пространства, развитию гуманитарных контактов на территории бывшего СССР, в том числе в границах ЕАЭС. В статье исследуются основные тенденции формирования законодательных основ религиозного образования в Армении, Беларуси, Казахстане и Киргизии. Выявляются факторы, влияющие на их формирование - международно-правовые стандарты по вопросам религиозного образования, рекомендации «мягкого права», формирующиеся на универсальном и региональном уровнях (рекомендации ПАСЕ «Образование и религия», модельные законы СНГ о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях и т.д.). Рассматривается влияние законодательного регулирования религиозного образования на процессы духовного развития общества, возможности его использования в целях борьбы с религиозным экстремизмом.
After being "outlawed" in the Soviet period, religious education since the 1990s becomes an object of legal regulation - first in the legislation on freedom of conscience, and then in the legislation on education. Religious education is not only one of the guarantees for the realization of fundamental human rights and freedoms, but also a way to preserve a single educational and cultural space, develop humanitarian contacts on the territory of the former USSR, including within the EAEU. The article examines the main trends in the formation of the legislative foundations of religious education in Armenia, Belarus, Kazakhstan, and Kyrgyzstan. The authors identify the factors influencing their formation - international legal standards on religious education, recommendations of "soft law", which are formed at the universal and regional levels (PACE recommendations "Education and Religion", model laws of the CIS on freedom of conscience, religion and religious organizations, etc.). The article examines the influence of legislative regulation of religious education on the processes of spiritual development of society, the possibility of using it to combat religious extremism.