Высшее образование: всеобщая потребность и все более отдаленная цель (международные правозащитные аспекты)

В статье анализируется право человека на высшее образование, закрепленное во ВДПЧ, МПЭСКП и других основных международных договорах по правам человека универсального характера и всесторонне раскрыты его ключевые правозащитные нормативные и концептуальные (например, концепция «постепенного осуществления высшего образования» и четыре основополагающие характеристики, применяемые к праву на образование) аспекты, основанные на авторитетном мнении КЭСКП, изложенном в его Замечании общего порядка по данной проблематике. Авторами выбран метод сравнительного анализа права, прежде всего, на высшее образование и базового уровня в виде среднего образования, исходя из посыла, что невозможно получить высшее образование на основе «способностей» без наличия соответствующих компетенций, знаний и опыта, приобретаемых в рамках качественного базового среднего общего или профессионального образования. В названии предлагаемой статьи обозначен один из главных итогов исследования, выражающийся в констатации, с одной стороны, всеобщей потребности в получении высшего образования в качестве средства достижения человеком высокого социального положения и благополучия в обществе, а, с другой стороны, не только наличия на этом пути трудностей объективного и субъективного характера, но и отдаленности всеобщей возможности для молодых людей, число которых к 2030 г. достигнет ¼ населения мира. На основе статистических данных и деятельности ряда действующих международных проектов в сфере образования показывается недостаточность предпринимаемых усилий финансового, технического и правозащитного характера по достижению основных целей, связанных с правом на высшее, включая университетское, образование.

The article analyzes the human right to higher education, enshrined in the UDHR, ICESCR and other basic international human rights treaties of a universal nature. Authors comprehensively disclose the key aspects of the protection of this human right of normative and conceptual (for example, the concept of gradual implementation of higher education and four fundamental characteristics applied to the right to education) nature based on the authoritative opinion of the CESCR, set out in its General Comment on this issue. The authors have chosen a method of comparative analysis of the right to higher education first, and right to the basic level education - secondary school, based on the message that it is impossible to get a higher education only relying on the "abilities" without the presence of appropriate competencies, knowledge and experience acquired within the framework of quality basic secondary education. The title of the proposed article designates one of the main results of the study, which is expressed in the statement, on the one hand, of the universal need for higher education as a means of achieving a high social status and well-being in the society by a person, and, on the other hand, not only the presence of difficulties of an objective and subjective nature on this path but also the remoteness of universal opportunities for young people, whose number will reach ¼ of the world's population by 2030. Based on statistical data and the activities of several existing international projects in the field of education, the authors show that the financial, technical and human rights efforts that are being made are not enough to achieve the main goals related to the right to higher education, including university education.

Номер выпуска
21
Язык
Русский
Страницы
4-19
Статус
Опубликовано
Том
16
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
right to education; secondary education; higher education; Universal Declaration of Human Rights (UDHR); International Covenant on Economic; Social and Cultural Rights (ICESCR); commitment to progressive implementation; academic freedom; global partnership; scholarship system; international cooperation; human rights and freedoms; UN system; Youth 2030; Sustainable Development Goals (SDGs); право на образование; среднее образование; высшее образование; Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ); международный пакт об экономических; социальных и культурных правах (МПЭСКП); обязательство постепенного осуществления; академическая свобода; глобальное партнерство; система стипендий; международное сотрудничество; права и свободы человека; система ООН; Молодежь-2030; цели в области устойчивого развития (ЦУР)
Цитировать
Поделиться

Другие записи