РУССКИЙ ВЗГЛЯД НА КАЗАХСКИЙ ВОПРОС. БЫТ И БЫТИЕ В РАССКАЗЕ Р. ОТАРБАЕВА "БЕЛЫЕ НЕБЕСНЫЕ БАБОЧКИ"

Объектом статьи выступает казахский национальный образ мира, а именно представления о жизни и смерти казахского народа. Предметом является символический смысл рассказа «Белые небесные бабочки» из цикла «Гостинцы из Китая» Рахимжана Отарбаева. Материалом для статьи служит творческое наследие современного казахского писателя. Герменевтической реконструкции поддаются этосы жизни и смерти в рассказе. Большое внимание уделяется фольклорной и суфийской традиции в произведении, которые выразились как эксплицитно, так и имплицитно. Методология исследования сводится к целостному онтогерменевтическому анализу, направленному на высвечивание фольклорной, этнографической парадигмы данного художественного текста. Уделяется большое внимание музыкальному коду в рассказе, поскольку для казахской культуры музыка является первоэлементом, из которой зарождается вселенная, мировое древо. Проводятся параллели с русским национальным космосом, в котором одним из ведущих кодов, национальных констант тоже выступает дерево, воплощающее функции мировой оси. Результаты исследования заключаются в выявлении культурного потенциала рассказа современного казахского писателя для дальнейшего изучения национальной топики Казахстана. Результаты работы также могут быть использованы в преподавании курсов по культуре и литературе народов России и стран СНГ, культурологии, философии.

The research object is the Kazakh national image of the world, namely the Kazakh people’s idea of the life and death. The research subject is the symbolic meaning of the story “White Celestial Butterflies” from the cycle “Gifts from China” by Rakhimzhan Otarbayev. The research material is the artistic legacy of the modern Kazakh writer. The ethos of life and death in the story are hermeneutically reconstructed. Much attention is paid to the folklore and Sufi traditions in the literary work, which were expressed both explicitly and implicitly. The research methodology is reduced to a holistic ontohermeneutic analysis aimed at highlighting the folklore, ethnographic paradigm of the literary text. Much attention is paid to the musical code in the story, since in Kazakh culture, music is the primary element from which the universe, the world tree emerges. Parallels are drawn with the Russian national space, in which one of the leading codes, national constants is also a tree embodying the functions of the world axis. The research results are in identifying the cultural potential of the story by the modern Kazakh writer for further research on the national topic of Kazakhstan. The results can also be used in training courses on the culture and literature of the peoples of Russia and the CIS countries, culturology, philosophy.

Издательство
Самарский федеральный исследовательский центр РАН
Номер выпуска
80
Язык
Русский
Страницы
75-80
Статус
Опубликовано
Том
23
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
Kazakh culture and literature; folklore; sufism; symbol; the phenomenon of death; national image of the world; G. Gachev; Rakhimzhan Otarbayev; казахская культура и литература; фольклор; суфизм; символ; феномен смерти; национальный образ мира; Г. Гачев; Р. Отарбаев
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Дударева М.А.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. Самарский федеральный исследовательский центр РАН. Том 23. 2021. С. 68-74