Literature Review on Artificial Intelligence in Journalism: A Bibliometric Analysis of Publications Indexed in the Web of Science and Scopus

This article reviews the past-to-present academic literature on artificial intelligence (AI) in journalism. Over the past years, these technologies have attracted the sufficient attention of researchers from various fields of scientific study producing a large number of publications. We have reviewed academic articles published between 2015 and 2021 to provide understanding of the current state of the research on AI in various research areas including journalism. The corpus was gathered by searching publications in two international databases, Scopus and the Web of Science (WoS). 70 empirical studies were selected on the basis of applying AI to journalism. Each article was categorized according to the type of database, period of time, the country of publication, the field of study and the frequency of citations. The applied method of quantitative research allows tracking the development of research within six years in the field of automated journalism. Finally, we put forward several proposals for further research in this field.

Искусственный интеллект (ИИ) - быстро развивающаяся сфера в США и Европе, которая затрагивает практически каждую сферу человеческой жизни: медицину, бизнес, экономику, инженерию и медиаиндустрию. Согласно отчету консалтинговой компании Gartner, популярность технологий искусственного интеллекта активно росла с 2015 г. Спрос на технологии ИИ закономерно породил повышенный интерес научного сообщества и, как следствие, увеличение числа публикаций на данную тему. В этом исследовании проведен обзор научных статей на тему использования ИИ в области журналистики. В основе методологии исследования лежит работа, посвященная эволюции и концептуализации data-журналистики. Цель исследования - определить степень научной разработанности темы, связанной с использованием ИИ в сфере медиакоммуникаций. Для этого был применен метод количественного анализа, который позволил отобрать по ключевым словам статьи, индексируемые международными наукометрическими базами данных Scopus и Web of Science, за период с 2015 по 2021 г. На тему ИИ в медиа было выявлено 130 статей, после удаления дубликатов корпус выборки составил 70 публикаций. Авторы сосредоточились на статьях, основанных на эмпирических исследованиях, и исключили обзоры, которые лишь сообщали о потенциале искусственного интеллекта и его текущем состоянии в журналистике. В дальнейшем статьи были проанализированы по следующим параметрам: 1) частота публикаций за определенный период времени, 2) аффилиация авторов научных статей для установления географического указания, 3) цитируемость. Авторы анализировали, как зарождался интерес к ИИ в медиаиндустрии и достигал своего пика. Согласно результатам, с 2015 по 2018 г. наблюдался умеренный рост числа публикаций, а в 2019 г. произошел резкий скачок публикационной активности. В то же время наибольшее число статей наблюдалось в 2020 г., что объясняется возросшей ролью технологий искусственного интеллекта в эпоху COVID-19. ИИ сыграл ключевую роль во всех аспектах реагирования на кризис, например, в прогнозировании эволюции вируса, создании эффективных инструментов для сферы здравоохранения. Ожидается, что в 2021 г. количество публикаций будет расти, поскольку пандемия сыграла каталитическую роль в цифровой трансформации и эволюции ИИ. Исследование также показало, что первые три позиции по количеству публикаций в двух наукометрических базах занимают ученые из США, Китая и Англии. Лидерство авторов из США во всех анализируемых аспектах неудивительно, их статьи раскрывают теоретические основы и фундаментальные вопросы искусственного интеллекта в журналистике. Было установлено, что ИИ в новостных агентствах применяют для разных задач, например, для процедуры проверки фактов, поиска информации в больших базах данных, написания коротких статей и заметок, автоматической публикации и расстановки тегов. Поскольку каждое действие выполняется машиной, авторы исследований используют следующие термины для описания ИИ в журналистской практике: «автоматизированная журналистика», «роботизированная журналистика» и «алгоритмическая журналистика». В рамках «роботизированной журналистики» ИИ рассматривается в качестве потенциального репортера и редактора. В «алгоритмической журналистике» нейросети используются для сбора информации, создания историй и распространения их среди граждан. «Автоматизированная журналистика» подразумевает анализ больших баз данных, работу модераторов, выявление фейковых новостей и написание простых по структуре статей. Каждая категория подразумевает использование определенного типа технологий ИИ, при этом, в целом, данные понятия синонимичны друг другу. Анализ содержания статей позволил сформулировать предложения для дальнейших исследований. Например, сегодня наиболее остро стоит вопрос, связанный с этической и правовой стороной использования роботизированных технологий в журналистской практике. Не менее актуальным вопросом является и потенциальная вероятность замены журналистов роботами.

Авторы
Издательство
BAIKAL STATE UNIV
Номер выпуска
4
Язык
Английский
Страницы
734-744
Статус
Опубликовано
Том
10
Год
2021
Организации
  • 1 Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
Ключевые слова
artificial intelligence; automated journalism; algorithmic journalism; robot journalism; искусственный интеллект; автоматизированная журналистика; алгоритмическая журналистика; роботизированная журналистика
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Zotova T.Y., Lukanina A.A., Blagonravov M.L.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). Том 25. 2021. С. 282-289