Перевоплощения Анджатан-ламы: исследование феномена

Статья посвящена малоизученной теме роли и значения торгутской линии тулку Анджатан-лам в истории буддизма у ойратов (калмыков) и в истории взаимоотношений этого народа с властями Тибета и Цинской империи. Основным источником послужила надпись на стеле памятника 19-му Анджатан-ламе Лобсанг Даньби Ниме (1918-1985) на ойратском и китайском языках, содержащая сведения о его предшественниках, наиболее известных и авторитетных ламах этой линии (Лобсанг Гелек и Лобсанг Тензин). Информация по этим ламам в русских архивных документах, китайских и калмыцких (торгутских) источниках весьма ограниченна и противоречива. Цель статьи - упорядочить и подтвердить сведения об отдельных перевоплощениях Анджатан-ламы. Авторы изучают: феномен Лоузана, сына калмыцкого тайши Хо-Урлюка, и Лобсанга Гелека - первого Анджа-ламы; роль седьмого воплощения Лобсанг Тензи- на в исходе калмыков на территорию прежней Джунгарии в 1771 г.; особенности и историю этой линии перевоплощений, ее значение в развитии религиозно-политических связей между Цин и ойратскими народами.

The article deals with the under-researched topic about the role and significance of the Torgut tulku linage of Andzhatan Lamas in the history of Buddhism among the Oirats (Kalmyks). It also deals with the history of their relations with the authorities of Tibet and the Qing Empire. The source is the inscription found on the stele to the 19th Andzhatan Lama Lobsang Danbi Nime (1918-1985). It is written in Oirat and Chinese and comprises the data about his predecessors, the most famous and authoritative lamas of this linage (i. e. Lobsang Gelek and Lobsang Tenzin). The data found about these lamas in Russian archival documents as well as Chinese and Kalmyk (Torgut) sources are scarce and contradictory. The article aims to systematize the information about the individual incarnations of the Andzhatan Lama and confirm their authenticity where possibly. The authors confine their research to the topics as follows: a) Louzan, the son of the Kalmyk Taishi Kho-Urluk, and Lobsang Gelek, the first Anjja (Andzhatan) Lama; b) the role of Lobsang Tenzin, the Seventh embodiment of Andzhatan Lama in the exodus of Kalmyks and their settlement in the territory of the former Dzungaria in 1771; c) features and history of this embodiment line, its significance in the development of religious and political links between the Qing and the Oirats.

Издательство
Институт востоковедения РАН
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
858-881
Статус
Опубликовано
Том
4
Год
2021
Организации
  • 1 Институт востоковедения РАН
  • 2 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
Andzhatan Lama; Andzha-Khure; Ayuka khan; Gomang; DALAI Lama; Dzungaria; kalmyks; Lobsan Sanji; Lobsang Gelek; Lobsang Tenzin; Lobsang Danbi Nima; Louzan; embodiments; Rabjamba; Tibetan Buddhism; Jamyang Shadba; Shakur Lama; translated sources; Анджатан-лама; Анджа-хурэ; Аюка-хан; гоманг; далай-лама; Джунгария; калмыки; Лобсан Санджи; Лобсанг Гелек; Лобсанг Тензин; Лобсанг Даньби Нима; Лоузан; перевоплощения; рабджамба; торгуты; тибетский буддизм; Цин; Цяньлун; Чжамьян Шадба; Шакур-лама; перевод источников
Цитировать
Поделиться

Другие записи