МЫСЛИ О ФЕНОМЕНЕ И ПОНЯТИИ ВРЕМЕНИ

В докладе кратко очерчивается новый подход к феномену времени, учитывающий не только европейскую философскую традицию рассмотрения, но и концепцию, которую удается развернуть, опираясь на небольшой пассаж из «Йога-бхашьи» Вьясы (V век н.э.). Утверждается, что европейская философия, несмотря на вторичное разнообразие нюансов трактовки времени, вся полагается на один, некритически принятый, режим жизни сознания. Феноменологическое указание индийского мыслителя на наличие других режимов и сообщаемые им характеристики одного из них позволяют понять прафеномен переживания времени как результат сравнения интенсивности внутреннего процесса когитаций и хода адекватного реагирования на события окружающего мира. А отказ от необоснованной идеализации наблюдателя как абсолютного приводит к выводу, что для всякой позиции наблюдения или действия имеются не только минувшие, предстоящие и нынешние объекты, но и объекты постоянные, то есть что форм времени, как характеристик данности объектов, не три, а четыре.

The report briefly outlines a new approach to the phenomenon of time by taking into account not only the European philosophical tradition of time comprehension, but also a conception that can be developed on the basis of a terse passage in Vyasa's “Yoga-Bhashya (V century A.D.). It is argued that European philosophy, despite the secondary variety of nuances of the interpretation of time, all relies on one, uncritically accepted, mode of consciousness activity. The phenomenological indication by the Indian thinker that there are other modes of consciousness as well as the characteristics of one of them that he points to enables us to understand the proto-phenomenon of time experiencing time as a result of an ongoing comparison of the intensity of two processes viz. (a) that of internal cogitations and (b) that of the adequate responses to the events of the milieu. And the rejection of the unjustified idealization of the observer as absolute leads to the conclusion that for any position of observation or action there are not only past, future and present objects, but also permanent objects, that is, that the forms of time, as characteristics of the given objects, are not three, but four.

Авторы
Издательство
Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал»
Язык
Русский
Страницы
150-151
Статус
Опубликовано
Год
2021
Организации
  • 1 РУДН
Ключевые слова
time; ontology; phenomenology; subject-object relation; consciousness; permanent time; время; онтология; феноменология; субъект-объектное отношение; постоянное время
Цитировать
Поделиться

Другие записи