Индийский авангард сложился во взаимодействии с некоторыми направлениями западно-европейской эстетики и новыми идеями в гуманитарной науке. Если эстетика первой половины XX века развивалась в свете неогегельянских идей Венской школы искусствознания, то во второй половине она была отмечена рецепцией работ Клода Леви-Строса об искусстве. Антрополгический взгляд Леви-Строса создает новую эстетику, в рамках которой изящное искусство принципиально не отличается от примитивного. Этот взгляд берет на вооружение индийский художник Джагдиш Сваминатхан, основатель и куратор музея городского (urban) и племенного (tribal) искусства «Рупанкар» в новой «культурной столице» Индии, Бхопале в 1980-е годы. В основе его кураторской программы [1] лежат идеи, ранее высказанные Леви-Стросом в «Неприрученной мысли» (1962) [2], «Расе и истории» (1952) и «Пути масок» (1972) - в работах, которые читал и цитировал в своих текстах индийский художник. Так, он начинает искать художников в племенных поселениях, приглашает их в резиденцию и организует пространство для диалога между «элитарным» искусством и племенным, которое теперь воспринимается одновременно и как традиционное, и как авангардное. Такая политика потенциально приводила к разрушению границ между профессиональным и племенным/традиционным искусством. При этом, племенные художники относятся к числу неприкасаемых - их экспонирование вместе с «профессиональными», «городскими» художниками было прорывом в индийской эстетике и манифестацией новой нормы. В годы кураторской деятельности Сваминатхана была отчасти реализована утопическая концепция искусства «Индии будущего», которая сегодня несколько отошла на второй план.
Indian avant-garde was formed in interaction with certain points of Western European aesthetics and new ideas in the humanities. While the aesthetics of the first half of the 20th century developed in the light of the neo-Hegelian ideas of the Vienna School of Art History, in the second half it was marked by the reception of Claude Lévi-Strauss's works on art. Lévi-Strauss' anthropological view creates a new aesthetic in which fine art is not fundamentally different from primitive one. Indian artist Jagdish Swaminathan, founder and curator of "Rupankar" Museum of Urban and Tribal Art in Bhopal, the new «cultural capital» of India in the 1980s, adopted that view in his curatorial program which was based on ideas previously expressed by Lévi-Strauss in «Wild Thought» (1962), «Race and History» (1952), and «The Way of the Masks» (1972). Swaminathan read and quoted all these works in his essays and manifestos on the newest Indian art. During these years, he seek out artists in tribal settlements, invites them into residence, and organizes a space for dialogue between «elitist» and tribal arts, which is now perceived as both traditional and avant-garde. This policy has potentially led to the destruction of the boundaries between professional and tribal/traditional art. At the same time, tribal artists were among the untouchables (dalits): exhibiting them alongside «professional», «urban» artists was a breakthrough in Indian aesthetics and a manifestation of its new norm. Swaminathan's years of curatorial activity partly realized the utopian concept of the art of «Future India», which is, however, overshadowed today.