Личностные характеристики участников фокус-группового исследования как фактор повышения качества данных

В статье представлены результаты исследования, направленного на поиск методологических путей повышения качества социологической информации, получаемой в ходе фокус-группового обсуждения. Современная научная сфера меняется - наряду с появлением новых методов уже существующие, в том числе в пограничных научных областях, адаптируются под конкретные цели исследователей. Актуальным направлением совершенствования социологических методов является внедрение приемов анализа психологических аспектов поведения респондентов в ходе фокус-групп, так как неосознаваемые реакции могут указать исследователю на потенциальные смещения информации и повлиять на качество результатов проекта. На базе РУДН был проведен трехэтапный методический эксперимент с применением психологической методики «7 радикалов», системы кодирования специфического аффекта (SPAFF) и метода личностного дифференциала. На первом этапе целью эксперимента было изучение способности людей без специальных знаний в области психотипирования определить доминирующие радикалы в характере. На втором этапе целью стала оценка представителями разных психотипов друг друга для выработки рекомендаций по рассадке участников фокус-группы. На третьем этапе оценивалось качество данных, полученных в фокус-группах, где модератор имеет или не имеет специальные навыки (знание психотипов, FACS и SPAFF). В результате были разработаны рекомендации для модераторов, направленные на повышение эффективности работы с участниками фокус-групп и, как следствие, на повышение качества социологической информации. В статье дается оценка перспективам внедрения психологических методик в систему обучения модераторов фокус-групп и представлены рекомендации для модераторов, сформулированные по итогам многоэтапного эксперимента. Его результаты частично решают проблему качества данных, получаемых в ходе фокус-групп, за счет обучения модератора междисциплинарным приемам (SPAFF и психотипирование участников).

The article presents the results of the search for methodological ways to improve the quality of sociological information obtained in the focus group discussion. Today the scientific sphere is changing, and, in addition to the development of new methods, the existing interdisciplinary ones are being adapted to the specific research goals. An important way for improving sociological methods is the study of psychological aspects of respondents’ behavior during focus groups, since unconscious reactions can indicate the potential information bias and affect the quality of the project results. In the RUDN University, a three-stage methodological experiment was conducted based on the psychological technique “7 radicals”, the Specific Affect Coding System (SPAFF) and the personal differential method. At the first stage, the experiment aimed at examining the ability of respondents without special knowledge in the field of psycho-typing to identify the dominant radicals. At the second stage, representatives of different psycho-types assessed each other so that the researchers would develop recommendations for the seating of focus group participants. At the third stage, the quality of the data obtained in focus groups was assessed depending on the moderator’s special skills (knowledge of psycho-types, FACS and SPAFF). Thus, the recommendations for moderators were developed - to increase the efficiency of work with focus group participants and to improve the quality of sociological data. The moderator needs knowledge in three areas: respondents’ psycho-types, affects in SPAFF, and the proxemic component (seating of respondents). The authors assess the prospects for introducing psychological techniques into the training system for focus group moderators and provide recommendations for moderators based on the results of the multi-stage experiment. Its results partially solve the problem of the quality of the focus group data by explaining the need to teach moderators interdisciplinary techniques (SPAFF and psycho-typing of the focus-group participants).

Издательство
Российский университет дружбы народов
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
722-738
Статус
Опубликовано
Том
21
Год
2021
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
  • 2 Московский государственный университет им. М.В Ломоносова
  • 3 Институт социологии ФНИСЦ РАН
  • 4 Клинский институт охраны и условий труда
Ключевые слова
SPAFF; sociological information; focus group; moderator; psychotype; 7 radicals technique; personal differential method; социологическая информация; фокус-группа; модератор; психотип; методика "7 радикалов"; метод личностного дифференциала
Дата создания
19.07.2022
Дата изменения
19.07.2022
Постоянная ссылка
https://repository.rudn.ru/ru/records/article/record/90923/
Поделиться

Другие записи

Стрельник О.Н.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Российский университет дружбы народов. Том 21. 2021. С. 711-721