В статье рассматриваются проблемные вопросы развития эмоционального интеллекта и стиля совладания с трудностями у будущих психологов сферы образования при обучении по направлениям бакалавриата и магистратуры и зависимости выбираемых ими стратегий копинга от уровня развития эмоционального интеллекта. Цель исследования - определить силу, направленность и содержание влияния эмоционального интеллекта на стратегии совладающего поведения у будущих психологов сферы образования с учетом этапов их профессионального обучения. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, методы сбора эмпирических данных и математико-статистической обработки данных (критерий сравнения U Манна - Уитни, дисперсионный факторный анализ). Приведены результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта и стратегий совладающего поведения у студентов-психологов на начальном и итоговом этапах бакалавриата и на этапе обучения в магистратуре. Представлены выявленные различия уровня развития эмоционального интеллекта и доминирующих стратегий совладания у будущих специалистов-психологов на разных этапах и ступенях обучения. Проведен анализ влияния уровня развития компонентов эмоционального интеллекта на стратегии копинга будущих психологов. Результаты исследования углубляют научные знания об эмоциональном интеллекте, а также факторах и механизмах совладающего поведения у будущих психологов сферы образования; о различиях эмоционального интеллекта и стратегий совладающего поведения у студентов-психологов первого и выпускного курсов бакалавриата и магистрантов; о силе, содержании и направленности влияния эмоционального интеллекта на выбор студентами-психологами стратегий совладания с учетом ступени профессионального образования. Полученные результаты могут представлять интерес для специалистов сферы непрерывного профессионального образования и использоваться в процессе сопровождения будущих психологов и других специалистов сферы образования.
The article treats the development of emotional intelligence and coping strategies in novice educational psychologists (bachelor and master degree programs). It also investigates the correlation between coping strategies used by students and their emotional intelligence. The aim of the research is to investigate the degree to which novice educational psychologists’ emotional intelligence can influence their choice of coping strategies at various stages of their education. Methods of research: theoretical research analysis, empirical data collection, mathematical methods for statistical data processing (Mann-Whitney-U test, dispersion factorial analysis). The article analyzes empirical data pertaining to emotional intelligence and coping strategies used by novice educational psychologists at different stages of their education (bachelor and master degree programs). It singles out various levels of emotional intelligence development and prevailing coping strategies used by novice educational psychologists at different stages of their education The article investigates the correlation between novice educational psychologists’ coping strategies and the degree of their emotional intelligence development. The research serves to enhance scholars’ knowledge of emotional intelligence and the factors and mechanisms pertaining to novice educational psychologists’ coping strategies. It also serves to enhance scholars’ knowledge about the differences in emotional intelligence and coping strategies in novice educational psychologists (first year students and graduates of bachelor and master degree programs). It also serves to enhance scholars’ knowledge of the correlation between coping strategies used by students and their emotional intelligence. The obtained results can be used in lifelong learning programs and will be helpful to novice educational psychologists and educators.