Французская художница Джина Пан (1939-1990) является одной из первых представительниц так называемого «телесного искусства». Основной темой её перформансов становятся боль и телесные травмы. Концепт боли находит отражение в искусстве на протяжении столетий: от изображений страданий на средневековых фресках до радикального перформанса XX в., испытывающего границы человеческого тела. Феномен боли имеет сложный и комплексный характер, хотя в исследованиях она чаще всего рассматривается именно в контексте медицинской практики. По мнению немецкого философа Дитмара Кампера, боль и страдания становятся новым опытом, позволяющим восстановить функции воображения и расширить возможности восприятия и отображения реальности. Для Джины Пан боль - средство социально-политического высказывания, обязательный элемент самопожертвования во имя Другого. Её художественная практика интенциональна, а субъектом выступает обобщённый образ Другого. Она выстраивает особую образную систему, в которой мотив святого, переживающего особое состояние очищения через призму телесных страданий во имя Другого, становится основополагающим. Перформанс - единственный возможный медиум, переносящий боль одновременно и в область видимого, и в область чувственного. Тело художника становится референтом переживания боли. Перформанс интегрирует боль в реальность, способствуя принятию травм и страданий. Значительная часть работ Джины Пан основывается на библейских сюжетах, житиях святых и сказаниях о мучениках. Мотив Креста, страдающее тело мученика, жертвенность образуют серию ссылок и знаков, характеризующих её художественный язык. В своих творческих практиках Джина Пан балансирует между возможностями перформанса и воплощения феноменологического тела художника, с одной стороны, и возможностями визуальной репрезентации ключевых аспектов перформативного акта, с другой, где материальное воплощение - фотографические снимки с чётко выверенной позицией видения, становятся самостоятельным элементом воздействия и манипуляции.
Gina Pane is one of the first representatives of the so-called “body art” in France. The main subjects of her performances are pain and different body injuries. The concept of pain has been reflected in art throughout the centuries: from images of suffering on the medieval frescoes to a radical performance of the 20th century, expanding the boundaries of the human body. The phenomenon of pain is complex and usually analyzed within the context of medical practices. According to German philosopher Dietmar Kamper, pain and suffering are becoming the new experience allowing to restore the functions of the imagination and expand the experience of perception and reflection of the reality. For Gina Pane, pain is the means of social and political statement, an indispensable element of self-sacrifice in the name of the Other. Her artistic practice is intentional, and the subject of this is the generalized figure of the Other. It builds a special figurative system in which the motive of the Saint, who experiences a special state of purification through the prism of bodily suffering in the name of the Other, becomes fundamental. Performance is the only possible medium that can transfer the pain into the visible and the sensory forms. The artist’s body becomes the referent of the experience of pain. Performance integrates pain into reality, facilitating the acceptance of trauma and suffering. Much of Gina Pane’s works are based on biblical stories, saints’ and martyrs’ vitae. The motif of the cross and the suffering body of the martyr form a series of references and signs characterizing her artistic language. In her artistic practices, Gina Pan balances between the possibilities of performance and the embodiment of the phenomenological body of the artist and the possibilities of visual representation of the key aspects of the performance act itself, where the material embodiment - photographic images with a clearly aligned vision - becomes an independent element of influence and manipulation.