Одними из важнейших задач энергетического машиностроения, двигателестроения, являются увеличение мощности, улучшения экономичности и повышения надежности работы двигателя за счет снижения механических потерь в сопряжении юбка поршня - цилиндр. На величину механических потерь влияет режим смазывания в рассматриваемом сопряжении, который во многом определяется профилем и распределением жесткости юбки поршня. В статье описана конструкция испытательного стенда для верификации конечно-элементной модели юбки поршня и исследования напряженно-деформированного состояния юбки поршня различных конструкций. Приводится описание особенностей разработанной авторами методики профилирования юбки поршня и перечислены основные параметры, влияющие на условия смазывания юбки поршня и величину механических потерь. Описана математическая модель для определения толщины масляного слоя в сопряжении юбка поршня-цилиндр для оценки характера трения и приведены данные о деформации юбки поршня, полученные с помощью конечно-элементной модели юбки поршня и экспериментальных исследований на безмоторном стенде.