ИНКЛЮЗИЯ И ОТНОШЕНИЕ К ОБРАЗОВАНИЮ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА

В статье представлены результаты исследования особенностей отношения студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) и инвалидностью и студентов с сохранным здоровьем к получаемому ими высшему образованию в сфере культуры. Рассматривается мотивация получения высшего образования и требования к его содержанию, приводятся результаты структурного анализа соотношения целей и мотивов получения высшего образования. Сопоставляются ответы студентов с сохранным здоровьем и студентов с различными видами ОВЗ и инвалидности; проанализирована возрастная динамика и ответы учащихся различных факультетов (театрального, музыкального, изобразительного искусства). В исследовании приняли участие 167 студентов РГСАИ, из них 98 - с сохранным здоровьем и 67 - с ОВЗ и инвалидностью. Использовался метод анкетного опроса; результаты обработаны с применением методов математической статистики. Показано, что с возрастом у студентов происходит перестройка учебной мотивации от социальной желательности к персонификации, стремлению к развитию собственных способностей. Выявлено, что для студентов с ОВЗ и инвалидностью смысл обучения в вузе в гораздо большей степени, по сравнению со студентами с сохранным здоровьем, заключается в развитии своих способностей и возможностях социализации. Для студентов с сохранным здоровьем приоритетом является стремление стать специалистом в определенной области с тем, чтобы впоследствии иметь высокооплачиваемую работу. Для студентов с ОВЗ и инвалидностью обучение в вузе является важным институтом социализации и площадкой для проявлений своей социальной активности. Структурный анализ позволил выделить основные смысловые модальности, определяющие различия мотивов и целей студентов в получении высшего образования.

The article presents the study results of the characteristics of the attitude of students with disabilities and students with preserved health to higher education in the field of culture. Motivation for higher education and requirements to its content, as well as results of the structural analysis of the aims and motives for higher education are considered. Answers of students with preserved health and students with various types of disabilities are compared, also age dynamics and answers of students of different faculties (theater, music, fine arts) are analyzed. The study involved 167 RGSAI students, 98 of them - with preserved health and 67 - with disabilities. Questionnaire survey method was used; the results were processed by mathematical statistics methods. It is shown, that with age students undergo a restructuring of educational motivation from social desirability to personification, the desire to develop their own abilities. It is revealed, that for students with disabilities the meaning of studying at a university to a much greater extent, in comparison with students with preserved health, is to develop their abilities and opportunities for socialization. For healthy students the priority is to become a specialist in a particular field in order to subsequently have a high-paid job. For students with disabilities university education is an important institution of socialization and a platform for their social activity. Structural analysis identified the basic semantic modalities that determine the differences in students' motives and goals for obtaining higher education.

Авторы
Собкин В.С.1 , Собкина А.В.2 , Лыкова Т.А. 1, 3
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
175-188
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Институт управления образованием Российской академии образования
  • 2 Московская театральная школа Олега Табакова
  • 3 Институт иностранных языков Российского университета дружбы народов
Ключевые слова
inclusive education; inclusion; attitude to education; art University; motivation for higher education; инклюзивное образование; инклюзия; отношение к образованию; художественный вуз; мотивация получения высшего образования
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Прошунин Д.А.
АКТУАЛЬНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития дополнительного профессионального образования». 2020. С. 288-293