Целью данного исследования является анализ конкурентоспособности российских фармацевтических предприятий при ориентации экономики на импортозамещение. В статье рассматриваются особенности и проблемы современного фармацевтического рынка России, в том числе структура отрасли и структура импорта. Выделяются главные экспортные направления России и наиболее перспективные рынки с высоким экспортным потенциалом. Анализируется влияние эпидемии COVID-19 на развитие отечественной фармацевтической отрасли и изменения предпочтений и потребностей потребителей. Поднимаются вопросы внедрения системы обязательной маркировки лекарственных препаратов и легализации онлайн-торговли. Оцениваются перспективы реализации «Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2030 года» в условиях экономического кризиса и сложной эпидемиологической обстановки. Выделяются наиболее важные направления для обеспечения реализации стратегии с точки зрения предприятий отрасли. Рассматриваются преимущества общего рынка лекарственных средств ЕАЭС. На основе анализа современного состояния рынка даются рекомендации по повышению конкурентоспособности фармацевтических предприятий России и предлагается новый формат организации предприятия - концепция умного производства.