Проведен анализ психологической концепции одаренности как формы научного знания, процесса ее формирования и развития, а также философских оснований психологической концепции одаренности. Психология рассмотрена как экстрапарадигмальная дисциплина, которая в качестве своей парадигмы использует уже готовую, внешнюю парадигму, имеющую неспецифическое, социокультурное происхождение. Эта парадигма включает в себя мировоззренческий и философский компоненты, по своему содержанию является внутренне инконсистентной и незавершенной, допуская существование различных философских концепций и логически несовместимых научных теорий.
The article analyzes the psychological concept of giftedness as a form of scientific knowledge, the process of its formation and development, as well as the philosophical foundations of the psychological concept of giftedness. Psychology is considered as an extra-paradigm discipline, which as its paradigm uses a ready-made, external paradigm that has a non-specific, sociocultural origin. The paradigm includes ideological and philosophical components; its content is internally inconsistent and incomplete, allowing the existence of various philosophical concepts and logically incompatible scientific theories.