Формы мышления автономных интеллектуальных агентов: особенности и проблемы их организации

Обосновано, что по аналогии с живыми организмами, для решения в проблемной среде различных по сложности задач, автономных интеллектуальных агентов различного назначения целесообразно наделить тремя дополняющими друг друга следующими формами мышления: наглядно-действенного, нагляднообразного и понятийного мышления. Определено функциональное назначение каждого отмеченного выше вида мышления. В частности показано, что наглядно-действенное мышление позволяет автономным интеллектуальным агентам эффективным образом целенаправленно функционировать и изучать закономерности преобразования текущей ситуации априори неописанной проблемной среды. Инструментальные средства наглядно-образного мышления предназначены для вывода решений в процессе планирования поведения связанного с целенаправленным преобразованием текущей ситуации проблемной среды на основе заданной модели представления знаний и процедур вывода решений. Понятийное мышление служит для пополнения недостающих знаний в процессе планирования поведения в недоопределенных условиях функционирования и для решения сложных задач поведения, требующих смены ситуаций проблемной среды для достижения заданной цели. Обозначены основные подходы, особенности и проблемы связанные с организацией инструментальных средств вывода решений в процессе планирования поведения автономных интеллектуальных агентов на основе рассмотренных видов мышления.

It is substantiated that, by analogy with living organisms, in order to solve in a problem environment of various complexity tasks of autonomous intelligent agents for various purposes, it is advisable to endow with three complementary forms of thinking: visual-effective, visual-figurative and conceptual thinking. The functional purpose of each type of thinking noted above has been determined. In particular, it is shown that visual-active thinking allows autonomous intellectual agents to function efficiently and purposefully and study the laws of transformation of the current situation of an a priori undescribed problem environment. Visual-figurative thinking tools are designed to output decisions in the process of planning behavior associated with a targeted transformation of the current situation of the problem environment based on a given knowledge representation model and decision inference procedures. Conceptual thinking serves to replenish the missing knowledge in the process of planning behavior in underdetermined conditions of functioning and to solve complex problems of behavior that require a change in situations of the problem environment to achieve a given goal. The main approaches, features and problems associated with the organization of tools for deriving solutions in the process of planning the behavior of autonomous intelligent agents based on the considered types of thinking are outlined.

Издательство
Общество с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский центр "Морские интеллектуальные технологии"
Номер выпуска
4-1
Язык
Русский
Страницы
224-230
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Дагестанский государственный технический институт
  • 2 Федеральный исследовательский центр «Информатика и управление» Российской Академии наук
  • 3 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
autonomous intelligent agent; Behavior planning; visual-active thinking; visual-figurative thinking; conceptual thinking; knowledge representation model; автономный интеллектуальный агент; планирование поведения; наглядно-действенное мышление; наглядно-образное мышление; понятийное мышление; модель представления знаний
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Воробьев А.Е., Шамшиев О.Ш., Щесняк Е.Л., Шу А.Я., Щесняк К.Е., Жуков А.П., Щесняк Л.Е., Воробьев К.А.
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Российский университет дружбы народов (РУДН). 2020.