Образ жизни в шри-вишнуизме: панчасамскара (самашраяна) и ее основания

Статья посвящена исследованию традиционного уклада жизни шри-вишнуитов, а именно вопросу вступления в традицию и связанным с этим действием обязательствам. Данный уклад оформился в более-менее явной форме в XII-XIV вв. в южной Индии. Самхиты Панчаратры, сочинения и комментарии мыслителей вишишта- адвайта-веданты, а также некоторые другие особенности индийской культуры и религии оказали существенное влияние на формирование системы ритуалов, ежедневных обязанностей адептов шри-вишнуизма, искусство поклонения Вишну-Нараяне и этику. Здесь мы рассмотрим особенности инициирующих ритуалов панчасамскары (самашраяны), которые включают пять действий: тапасамскара и пундрасамскара - нанесение на тело инициируемого символов Вишну (раковины, диска и специальных символов), намасамскара - присвоение духовного имени, мантрасамскара - получение трех важнейших мантр для ежедневной практики и обучение священным текстам, иджьясамскара - получение изображения бога, очистительные церемонии и практики. Все пять ритуалов панчасамскары инициируют адепта в традицию и подготавливают его для ежедневного служения богу и его последователям. В статье также разбираются философские, религиозные и культурные основания данных ритуалов, их значение для системы шри-вишнуизма, предположительные периоды их возникновения.

This article is devoted to the study of the śrīvaiṣṇava traditional way of life, namely the issue of initiation to the tradition and a number of obligations associated with it. This way formalized in a more explicit form in the 12th-14th centuries in the South India. The texts of Pāñcarātra tradition, works and commentaries of viśiṣṭādvaitavedānta thinkers, as well as some other features of Indian culture and religion had a significant impact on the formation of the ritual system, daily duties of the śrīvaiṣṇava adepts, art of Viṣṇu-Nārāyaṇa worship and ethics. In this article we consider the features of pañcasaṃskāra ( samāśrayaṇa ) initiation rituals, which include five actions: tāpasaṃskāra and puṇḍrasaṃskāra - applying the Viṣṇu symbols (shell, disc and special puṇḍras ) into the body, namasaṃskāra - assigning a spiritual name, mantrasaṃskāra - receiving the three most important mantras for daily practice and studying of sacred texts, ijyāsaṃskāra - receiving an image of god, purification ceremonies and practices. All five pañcasaṃskāra rituals initiate the adept into tradition and prepare him for the daily service of god and his followers. The article also examines the philosophical, religious and cultural foundations of these rituals and their significance for the śrīvaiṣṇava tradition, estimated periods of their occurrence.

Авторы
Журнал
Издательство
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
6-15
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
śrīvaiṣṇavism; viśiṣṭādvaitavedānta; pañcasaṃskāra; samāśrayaṇa; pāñcarātra; prapatti; upanayana; initiation; Viṣṇu-Nārāyaṇa; mokṣa; шри-вишнуизм; вишишта-адвайта-веданта; панчасамскара; самашраяна; Панчаратра; прапатти; упанаяна; инициация; Вишну-Нараяна; мокша
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Олмасханов Н.П.
Проблемы разработки месторождений углеводородных и рудных полезных ископаемых. Пермский национальный исследовательский политехнический университет. Том 2. 2020. С. 314-317
Урецкий П.С., Деев М.С., Кирюшин М.А.
Стоматология вчера, сегодня, завтра. Белорусский государственный медицинский университет. 2020. С. 628-631