Когда инициатива «Один пояс - один путь» стартовала в 2013 г., Китай не рассматривал Южный Кавказ в качестве важного направления. Но позднее отношение к региону изменилось. Поскольку Южный Кавказ является частью экономического коридора Центральная Азия-Западная Азия, он имеет стратегическую важность для Китая. Такие транспортные проекты как железная дорога Баку-Тбилиси-Карс и глубоководный порт Анаклия сделали регион еще более значимым. С геополитической точки зрения, стабильность в Азербайджане и политические проблемы Грузии с Россией дают повод Китаю занять определенную нишу на Кавказе. На фоне политических противоречий с Западом Россия не хочет осложнения отношений с КНР, поэтому при правильном использовании представившихся возможностей и укреплении отношений с Грузией и Азербайджаном Китай сможет избежать конфликта со своим крупнейшим партнером в Евразии и выйти на европейские рынки кратчайшим путем. Значение стран региона для инициативы «Один пояс - один путь» различается. У Армении потенциал намного меньше. Там недостаточно развита транспортная инфраструктура, а границы со стороны Азербайджана и Турции закрыты. Армения могла бы стать коридором для выхода на рынки стран Евразийского экономического союза и Ирана. Однако у нее нет общих границ со странами ЕАЭС, а проект строительства железной дороги между Арменией и Ираном слишком дорогой (3,2 млрд долл.) и малозначимый. При этом у самого Китая есть общие границы с двумя крупнейшими членами ЕАЭС, поэтому он легко может поставлять свои товары на рынки Евразийского союза через них. В рамках данного небольшого исследования рассмотрим ключевые направления экономического сотрудничества КНР со странами Закавказского региона в рамках проекта «Один пояс - один путь» с точки зрения страноведческого анализа.
As the Belt and Road Initiative was launched in 2013, China did not regard the South Caucasus as an important destination. But later the attitude towards the region changed. Since the South Caucasus is part of the Central Asia-West Asia economic corridor, it is of strategic importance to China. Transport projects such as the Baku-Tbilisi-Kars railway and the deep-water port of Anaklia have made the region even more significant. From a geopolitical point of view, stability in Azerbaijan and Georgia's political problems with Russia give China a reason to occupy a certain niche in the Caucasus. Against the background of political contradictions with the West, Russia does not want to complicate relations with the PRC, therefore, with the correct use of the opportunities presented and strengthening relations with Georgia and Azerbaijan, China will be able to avoid a conflict with its largest partner in Eurasia and enter European markets by the shortest route. The relevance of the countries in the region to the Belt and Road Initiative varies. Armenia has much less potential. The transport infrastructure is underdeveloped there, and the borders from Azerbaijan and Turkey are closed. Armenia could become a corridor for entering the markets of the countries of the Eurasian Economic Union and Iran. However, it has no common borders with the EAEU countries, and the project for the construction of a railway between Armenia and Iran is too expensive ($ 3.2 billion) and insignificant. At the same time, China itself has common borders with the two largest members of the EAEU, so it can easily supply its goods to the markets of the Eurasian Union through them. Within the framework of this small study, we will consider the key areas of economic cooperation between the PRC and the countries of the Transcaucasian region within the framework of the "Belt and Road Initiative" project from the point of view of regional geographic analysis.