Данная статья посвящена изучению проблемы организации антитеррористической деятельности на постсоветском пространстве. Автор исследует место Шанхайской Организации Сотрудничества в системе противодействия террористической угрозе в регионе. В первую очередь, рассмотрен процесс развития ШОС из неформальной площадки для обсуждения вопросов обороны и безопасности в одну из крупнейших евразиатских организаций, ставящей своей целью обеспечение региональной безопасности. Изучены нормативно-правовые документы организации, в которых даётся определение понятию терроризма; на их основе наблюдаются основные этапы развития сотрудничества между странами-участницами ШОС по осуществлению антитеррористической деятельности. Кроме того, по этим документам, а также по информации, размещённой на официальном сайте организации, определены основные сферы сотрудничества в рамках ШОС по борьбе с террористической угрозой. Ключевые направления антитеррористической деятельности ШОС описаны более подробно. Особенно успешно сотрудничество по борьбе с терроризмом происходит в сфере проведения совместных военных учений, на которых государства-члены ШОС обмениваются имеющимися опытом и навыками по устранению террористической угрозы. Достаточно эффективно кооперация по устранению этой угрозы региональной безопасности развивается в рамках научно-технического сотрудничества между странами, происходящего как в официальных органах ШОС, так и на неофициальных площадках, созданных и поддерживаемых ШОС. Помимо этого, отмечаются усилия ШОС по урегулированию ситуации в Афганистане, являющемся основным источником угроз в регионе и при этом имеющим статус наблюдателя при организации. Четвёртым рассмотренным направлением стало сотрудничество ШОС с другими международными организациями и отдельными государствами для участия в разрешении глобальной проблемы и консолидации своего места в международной системе по устранению террористической угрозе. Автор приходит к выводу, что многоплановый характер антитеррористической деятельности ШОС оправдывает себя, так как позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся у стран-участниц ШОС ресурсы, что делает это направление одним из наиболее успешных сфер работы организации.
This article is devoted to the study of the problem of organizing anti-terrorist activities in the post-Soviet space. The author examines the place of the Shanghai Cooperation Organization in the system of countering the terrorist threat in the region. First, the historical development of the SCO - beginning as an informal platform for discussing defence and security issues and eventually turning into one of the largest Eurasian organizations with the mission of ensuring regional security - is considered. The author analises the legal documents of the organization, which define the concept of terrorism; on this basis, the main stages in the development of cooperation between the SCO members in the implementation of anti-terrorist activities are observed. In addition, according to these documents, as well as information posted on the official website of the organization, the main areas of cooperation within the SCO framework in combating the terrorist threat have been identified. The key areas of SCO anti-terrorist activities are described in more detail. To be especially successful is found the cooperation in the field of joint military exercises, where the SCO member states exchange their experience and skills in eliminating the terrorist threat. As effective proves to be the scientific and technical cooperation between countries, which takes place both in the official bodies of the SCO and on unofficial platforms created and supported by the SCO. In addition, the efforts of the SCO to resolve the situation in Afghanistan, which is the main source of threats in the region and, at the same time, has observer status with the organization, are noted. The fourth area of the SCO antiterrorist cooperation considered by the author is the collaboration with other international organizations and states. Thus, the SCO participates in resolving the global problem of terrorism and consolidates its place in the international system of combating this threat. The author comes to the conclusion that the multifaceted nature of the SCO's anti-terrorist activities justifies itself, since it allows the most effective use of the resources available to the SCO member states, which makes this field one of the most successful within the organization's work.