Сегодня в проблематике суверенитета, актуализированной глобализацией и сочетанием процессов интеграции с попытками отдельных государств выйти из международных обязательств, особое значение приобретает экономический аспект: именно экономическая составляющая государственного суверенитета («экономический суверенитет») оказывается наиболее уязвимой, а ее ограничение подрывает государственный суверенитет в целом («политический суверенитет»); именно финансово-экономические механизмы используются «странами Центра» и ТНК для десуверенизации других государств. Россия столкнулась с рядом вызовов для своего экономического суверенитета и экономической безопасности в 1990-е годы, и проблема сохранила актуальность в 2000-е и 2010-е годы. Несмотря на очевидную актуальность, проблематика экономического суверенитета пока мало исследована в конституционно-правовой науке, хотя некоторые шаги уже сделаны. В то же время, такие концепции, развиваемые в рамках «конституционной экономики», как доктрина «независимости центральных банков», - сами несут риски для экономического суверенитета государств. Свой вклад в исследование проблематики экономического суверенитета может сделать теория экономической конституции, тем более, что у категорий «экономический суверенитет» и «экономичес- кая конституция» похожая судьба: оба термина встречают скептическое отношение со стороны ряда юристов-конституционалистов, но их использование открывает новые методологические возможности. В статье обосновывается использование категории «экономический суверенитет» в конституционно-правовых и конституционно-экономических исследованиях; аргументируется - под углом конституционно правового взгляда - ценность экономического суверенитета, приводятся некоторые вызовы и угрозы экономическому суверенитету и экономической безопасности государства и апробированные в зарубежном опыте конституционно-правовые механизмы их обеспечения и защиты. Делается вывод о том, что хотя внесение поправок в Конституцию в 2020 г. аргументировалось, в том числе, соображениями обеспечения государственного суверенитета, Закон о поправке к Конституции РФ № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» не дополнил Конституцию РФ апробированными в зарубежной практике и актуальными для России инструментами обеспечения экономического суверенитета.
Today, in the issues of sovereignty updated by globalization and the combination of integration processes with attempts by individual states to get out of international obligations, the economic aspect is of particular importance: it is the economic component of state sovereignty («economic sovereignty») that is most vulnerable, and its restriction undermines state sovereignty in general («Political sovereignty»); it is financial and economic mechanisms that are used by the «countries of the Center» and TNCs to de-sovereignize other states. Russia faced a number of challenges for its economic sovereignty and economic security in the 1990 s, and the problem remains relevant in the 2000 s and 2010. Despite the obvious relevance, the problems of economic sovereignty have not been studied much in constitutional law science, although some steps have already been taken. At the same time, such concepts developed within the framework of the «constitutional economy» as the doctrine of «independence of central banks» themselves bear risks for the economic sovereignty of states. The theory of economic constitution can make its contribution to the study of problems of economic sovereignty, especially since the categories of «economic sovereignty» and «economic constitution» have a similar fate: both terms came across skepticism of a number of constitutional lawyers, but their use opens up new methodological possibilities. The article substantiates the use of the category of «economic sovereignty» in constitutional and constitutional and economic studies; the value of economic sovereignty is argued - from the point of view of constitutionally legal; some challenges and threats to the economic sovereignty and economic security of the state and constitutional and legal mechanisms for ensuring and protecting them that have been tested in foreign experience are given. It is concluded that although the amendment of the Constitution in 2020 was argued, inter alia, by considerations of ensuring state sovereignty, the Law on Amendment to the Constitution of the Russian Federation No. 1-FKZ «On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public authority» did not supplement the Russian Constitution by tools to ensure economic sovereignty, tested in foreign practice and relevant for Russia.