В статье рассматривается вопрос формирования образа России качественной французской прессой (газеты Le Monde, Le Figaro, Le Parisien). Роль СМИ в современном мире как регулятора общественного мнения приобретает все большую значимость. Языковые средства, подбираемые журналистами, позволяют влиять на картину мира читателя, его позицию и взгляды. Вопросы объективности отображения образа «другого» вызывают научный интерес, поскольку конструируемое восприятие влияет на вектор двусторонних отношений и международный политический климат. Важность диалога между одними из ключевых игроков на мировой арене - Францией и Россией - неоспорима. В центре разногласий между двумя странами нередко находились вопросы прав человека. Сегодня французские СМИ широко обсуждают тему домашнего насилия и отсутствие в России соответствующего законодательства. Проблема образа России во Франции затрагивалась рядом российских и зарубежных исследователей. Их работы посвящены преимущественно политическим событиям и конфликтам, в то время как знакомство с образом в рамках социальных вопросов остается весьма поверхностным. Новизна исследования заключается не столько в изложении образа, сколько в раскрытии специфики его конструирования при помощи лингвистических средств. Цель исследования состоит в том, чтобы определить изменяющийся характер образа России в свете проблем насилия в семье и его декриминализации. Функциональный, нарративный и дискурс-анализ публикаций позволили выявить общую тенденцию образа в контексте изучаемой проблемы и обозначить основные методы манипуляции сознанием аудитории. В свете последних событий печатные издания демонизируют образ России, указывая на несостоятельность властей, декриминализацию побоев, консервативные ценности и нарушение прав человека. Отрицательный образ формируется преимущественно при помощи языковых приемов, которые можно разделить на три группы: негативно окрашенная лексика, методы манипуляции сознанием и имплицитные смыслы. Выведенная классификация и результаты исследования могут послужить базой для лингвистической экспертизы текстов СМИ, а также могут быть использованы в широком спектре курсов, смежных с журналистикой и лингвистикой.
This article looks at the image of Russia constructed by French quality papers (Le Monde, Le Figaro, Le Parisien). In today’s world, the role of the media as a regulator of public opinion is becoming increasingly important. The linguistic techniques used by journalists allow the media to influence the reader’s perceptions, opinions, and views. The issue of neutrality of a country’s image inspires academic interest, since such perceptions affect bilateral and international relations. France and Russia are among the key global actors, and their dialogue is thus crucial. However, the two countries often disagree on human rights. Domestic violence and its decriminalisation in Russia are today widely covered in French media. Russia’s image in France has been studied by a number of Russian and foreign scholars. Their works are primarily focused on political events and conflicts, while the image in the context of social issues requires additional research. Unlike previously conducted studies, the scientific value of this work is that it does not only describe the image itself but specifically analyses linguistic tools employed for image construction. The purpose of this study is to determine the dynamics of Russia’s image in the light of domestic violence related events. The functional, narrative, and discourse analysis of the publications have revealed the general tone of the image and identified the main methods of manipulating readers’ consciousness. In the face of recent events, the French papers demonise Russia’s image pointing to the inconsistency of the authorities, decriminalisation of domestic violence, conservative values and violation of human rights. The negative image is mostly created by means of linguistic tools that can be divided into three categories: derogatory language, consciousness manipulation methods and implicit connotations. This classification and the results of the research could serve as a basis for linguistic examinations of media texts and be used for a wide range of journalism and linguistics related courses.