В статье анализируется образ России и русских людей в американском кинематографе в период с 1946 г. по настоящее время. Цель исследования в выявлении и осмыслении образов России и русских в американском кинематографе. Актуальность исследования обусловлена тем, что для России, как и для любого другого государства, важно как трактуется ее образ за рубежом. От этого зависит развитие международного сотрудничества в экономической, политической и социальных сферах. Методология исследования основана на компаративном анализе американских кинокартин, в которых задействованы образы России и русских. В работе рассматриваются процессы мифологизации «чужого-русского» на экране: использование образа территории, связанной с холодом, опасностью, разрушенной инфраструктурой, образа опасных русских, связанных с мафией или спецслужбами, образа русских женщин. Проводятся сюжетные параллели между последним фильмом о России и русских, вышедшем в 2018 г., «Красным воробьем», и фильмами более раннего периода. Прослеживается использование образов, характерных для периода Холодной войны. В заключении автор приходит к выводу, что в современном американском кинематографе используются образы России и русских, сформированные в период Холодной войны, несущие негативную коннотацию. Отмечается тот факт, что образы СССР и России в кинолентах не разделяются, что приводит к смешению данных понятий в общественном сознании. Автор приходит к выводу, что данное явление тесно связано с феноменом “paradigm blindness”.
The image of Russia and Russian people in American cinematography of the period from 1946 till now is analysed in the article. The purpose of the research is to bring to light and comprehend the images of Russia and Russians in American cinematography. The topicality of the research arises from the fact that for Russia, as well as for any other country, the way its image is perceived abroad is of great importance. This influences the development of international relations in economic, political and social spheres. The research methodology is based on the comparative analysis of American motion pictures containing the images of Russia and Russians. The work touches upon the processes of mythologization “stranger-Russian” on the screen: the use of territory image, connected with cold, danger, destroyed infrastructure, the image of dangerous Russians, tied to mafia or intelligence services as well as the image of Russian women. The narrative parallels are drawn between the latest movie about Russia and Russians, “Red Sparrow”, released in 2018, and movies of an earlier period. The images typical for the Cold War period are used. In the conclusion, the authors draw an inference that the images of Russia and Russians used in contemporary American cinematography were formed during the Cold War, and they have a negative connotation. It is emphasised that images of the USSR and Russia in motion pictures are not separated, which leads to a confusion of the mentioned definitions in public consciousness. The authors draw a conclusion that this effect is tightly bound to the “paradigm blindness” phenomenon.