Применение фольклорного материала на уроках русского языка как иностранного при формировании вторичной языковой личности

В данной работе рассматривается малый фольклорный жанр частушки с точки зрения возможности использования частушечных текстов с целью формирования вторичной языковой личности учащихся-филологов на уроках русского языка как иностранного (РКИ). Фольклор является одной из форм отражения национального коллективного сознания, представляет собой некий свод представлений об окружающем мире, норм поведения в социуме, его изучение способствует пониманию иностранным учащимся иной (русской) ментальности, иной стратегии жизни и усвоению информации всех аспектов. По нашему мнению, работа с частушечными текстами на уроках РКИ помогает повысить уровень лингвокультурологической компетенции учащихся. Частушки представляют собой короткие рифмованные стишки, в малой форме которых заключен сжатый смысл. Актуальность частушки обуславливает и то, что этот жанр продолжает функционировать, развиваться под воздействием экстралингвистических факторов, что дает возможность проследить новое символическое наполнение лексем. Использование частушечного материала возможно и при работе с художественными произведениями для более глубокого понимания образных и оценочных компонентов общекультурных и фольклорных концептов. В статье приведена модель языковой личности Ю.Н. Караулова; рассматривается термин «фольклорный концепт», его компоненты (образный, понятийный и оценочный). Оценочное наполнение лексем в русских частушках отражает народную ментальность, понимание которой и есть одно из условий формирования вторичной языковой личности. Также в работе анализируется семантическая сложность фольклорного слова, которая обуславливается спецификой фольклорных текстов и сферой их бытования (что влияет на морфемную структуру слова), приводятся примеры лексем, имеющих символическое наполнение, и имеющих лингвометодический потенциал. Выбор методов исследования обусловлен материалом исследования (текстами частушек), сочетанием лингвокультурологического и лингвокогнитивного подходов. Результаты работы могут быть использованы в преподавании русского языка как иностранного, а также в курсах лингвокогнитологии, лингвокультурологии, фольклористики и лингвофольклористики.

This paper discusses the use of chastooshka texts so as to form a secondary linguistic personality of non-Russian students. Folklore as one of the forms of expressing the national collective consciousness represents a certain set of ideas about the world and the norms of behavior in society. Its assimiltion contributes to the foreign students' understanding of the differences of (Russian) mentality, a specific life strategy and the assimilation of information of all kinds. The work with chastooshka texts at Russian lessons turns out to increase the foreign students' level of sociolinguistic competence. Chastooshkas are short rhymed verses with a concise meaning. Their relevance results from the fact that this genre continues to function and develop under the influence of extra-linguistic factors which permit to trace the new symbolic content of lexemes. The use of chastooshka verses is also possible when dealing with literary works for a deeper understanding of the figurative and evaluative components of generic cultural and folklore concepts. The article draws on Yu.N. Karaulov's model of linguistic personality, explores the concept of folklore and considers its components. The evaluative meaning of lexemes in these folk verses reflects the Russian mentality: its understanding is one of the conditions for the formation of a secondary linguistic personality. This paper also explores the semantic complexity of a folklore word determined by the specifics of folklore texts and their sphere of existence which affects the morphemic word structure, exemplifies lexemes with a symbolic content. The choice of research methods is determined by the material (chastooshka texts), the combination of linguoculturological and cognitive linguistic approaches. The results of the study can be useful in teaching Russian as a foreign language as well as in courses of cognitive linguistics, cultural linguistics, and folklore.

Авторы
Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сочинский государственный университет"
Номер выпуска
25-2
Язык
Русский
Страницы
219-223
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
secondary linguistic personality; folk concept; russian as a foreign language; Russian ditty/chastooshka; вторичная языковая личность; фольклорный концепт; рки; частушка
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Митрофанова И.И.
Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сочинский государственный университет". 2020. С. 210-214
Kamaev D.A., Samadov R.I.
Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. Закрытое акционерное общество "Университетская книга". 2020. С. 56-60