ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена изучению психологических условий адаптации студентов, обучающихся в инокультурной среде. Адаптация понимается не только как процесс, но и как результат взаимодействия со средой. Выявляются основные внутренние, психологические, и внешние, социальные, факторы, влияющие на адаптацию личности к новой социокультурной среде. Разработана теоретическая модель влияния внешних и внутренних факторов на процесс адаптации. Успешность адаптации также зависит от личностных особенностей, в совокупности образующих личностный адаптационный потенциал. Рассматривается адаптированность как состояние и как свойство личности, возникающее в процессе адаптации и в значительной мере определяющее характер приспособления к инокультурной среде. На основе теоретического анализа и обобщения исследований процесса адаптации студентов, обучающихся в инокультурной среде, были выявлены психологические условия успешного приспособления к обучению в иностранном высшем учебном заведении. В работе показано, что хорошим средством помощи студентам в процессе их социально-психологической адаптации к инокультурной среде может служить создание системы психолого-педагогического сопровождения, охватывающей все этапы обучения: подготовительный этап; непосредственно обучение в вузе; послевузовский этап, основная задача которого заключается в успешном трудоустройстве выпускника. Cоздание подобной системы психолого-педагогического сопровождения позволит успешно решить проблему адаптации иностранных студентов к новой социокультурной среде и, следовательно, повысить успешность их учебной деятельности.

The article is devoted to the study of psychological conditions of adaptation of students who study in the inocultural environment. Adaptation is understood not only as a process, but also as a result of interaction with the environment.The main internal, psychological and external social factors influencing the adaptation of a personality to the new sociocultural environment are revealed. A theoretical model of the influence of external and internal factors on the adaptation process has been developed. The success of adaptation also depends on personal characteristics, which together form a personal adaptive potential. Adaptation is considered as a state and as a property of the person that arises in the process of adaptation, and to a large extent determines the nature of adaptation to the inocultural environment. On the basis of theoretical analysis and synthesis of studies of the process of adaptation of students studying in the inocultural environment, psychological conditions for successful adaptation to study at a foreign higher educational institution were revealed. The work shows that a good means of helping students in the process of their socio-psychological adaptation to inocultural environment can be the creation of a system of psychological and pedagogical support, covering all stages of study: the preparatory stage; studying at the university; the postgraduate stage the main task of which is to successfully employ a graduate. The creation of such a system of psychological and pedagogical support will successfully solve the problem of adaptation of foreign students to a new socio-cultural environment, and, consequently, increase the success of their educational activities.

Издательство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина"
Номер выпуска
4
Язык
Русский
Страницы
8-15
Статус
Опубликовано
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
adaptation; personality; inocultural environment; sociocultural adaptation; maladjustment; SELF-realization; self-actualization; адаптация; личность; инокультурная среда; социокультурная адаптация; дезадаптация; самореализация; самоактуализация
Цитировать
Поделиться

Другие записи

Черников С.Ю., Щербакова А.В.
Вестник Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. Автономная некоммерческая организация высшего образования Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт). 2020. С. 80-91
Шабанова М.В., Ермаков Д.С.
Психология образования в поликультурном пространстве. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина". 2020. С. 121-129