Н.Н. СТРАХОВ О ТАЙНЕ ЧЕЛОВЕКА: У ИСТОКОВ РУССКОЙ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Предметом исследования являются основные положения философской антропологии Н.Н. Страхова в системе его рационалистического идеализма и в контексте человеко-мирных дискурсов конца XIX в. Утверждается, что Страхов может считаться одним из первых представителей философской антропологии в России, хотя рефлексия его системы среди современных специалистов явно недостаточна. Его учение о человеке как условии целостности мира восходит к метафизике Николая Кузанского и отражает возрожденческие воззрения на человека как микрокосм, в котором свёрнуты онтологические основания вселенной. Однако Страхов не впадает ни в крайности антропоцентризма, ни в сферу религиозной антропологии. Жизнь человека - процесс становления мировой целостности. Человеческая природа одновременно зависима, поскольку содержит предел животного мира, и самостоятельна, так как обладает интеллектом. Она отзывчива на потребность мира быть постигнутым ей и, являясь иным для этого мира, остаётся тайной для самой себя. Онтология тайны ложится в основу антропологии Страхова и находит отклик в отечественной философской традиции и словесности. Универсалистские воззрения Страхова намного опередили свое время и потому не были оценены во всей полноте, что делает обращение к их исследованию сегодня особенно важным.

Авторы
Номер выпуска
3-4
Язык
Русский
Страницы
114-119
Статус
Опубликовано
Том
22
Год
2020
Организации
  • 1 Российский университет дружбы народов
Ключевые слова
философская антропология; тайна; человеческая жизнь; антропоцентризм; русский Ренессанс; всеединство; абсолют
Цитировать
Поделиться

Другие записи