Предметом исследования являются основные положения философской антропологии Н.Н. Страхова в системе его рационалистического идеализма и в контексте человеко-мирных дискурсов конца XIX в. Утверждается, что Страхов может считаться одним из первых представителей философской антропологии в России, хотя рефлексия его системы среди современных специалистов явно недостаточна. Его учение о человеке как условии целостности мира восходит к метафизике Николая Кузанского и отражает возрожденческие воззрения на человека как микрокосм, в котором свёрнуты онтологические основания вселенной. Однако Страхов не впадает ни в крайности антропоцентризма, ни в сферу религиозной антропологии. Жизнь человека - процесс становления мировой целостности. Человеческая природа одновременно зависима, поскольку содержит предел животного мира, и самостоятельна, так как обладает интеллектом. Она отзывчива на потребность мира быть постигнутым ей и, являясь иным для этого мира, остаётся тайной для самой себя. Онтология тайны ложится в основу антропологии Страхова и находит отклик в отечественной философской традиции и словесности. Универсалистские воззрения Страхова намного опередили свое время и потому не были оценены во всей полноте, что делает обращение к их исследованию сегодня особенно важным.