В настоящей статье исследуются логика и механизмы «перерождения» социально-групповых образований, их структурной реконфигурации/«мутации» в процессе кристаллизации и формирования социальных институтов. Особый акцент делается на выявлении противоречивого и парадоксального характера институционализации социальных отношений. Рассматриваются такие прецедентные примеры метаморфоз социальных структур как рутинизация харизмы, превращение секты в церковь, контркультуры в культурный мейнстрим, олигархизация, бюрократизация, эволюция социальных движений. По ходу изложения автор обращается к ряду классических социологических концепций, интерпретирующих феномены социально-групповых и организационных трансформаций, наблюдаемых во многих типах общественных структур, и приводящих к сущностному видоизменению последних. Среди прочего отмечается вклад в исследование обозначенной проблематики М. Вебера, Р. Михельса, Й. Шумпетера, Ж. Эллюля и др. Общей рамкой анализа при этом становится концепция «трагедии культуры» (Г. Зиммель), постулирую щая фундаментальный конфликт между творческой агентностью индивида как субъекта действия и устойчивыми (институционализированными и объективированными) формами коллективного опыта, накладывающими множественные ограничения на проявления «свободы» актора и определяющими (исторически складывающиеся и закрепляющиеся) структурные контексты общественной жизни.
The article is focused on the logic and mechanisms of transformation of social and group structures, their reconfiguration and ”mutation” in the process of crystallization of social institutions. Special emphasis is made on indentifying an ambiguous and paradoxical character of the institutionalization of social relations. The article examines precedent examples of social structure metamorphoses such as routinization of charisma, transformation of a religious sect into a church, transformation of counterculture into mainstream, oligarchization, bureaucratization, evolution of social movements. The author uses a number of classical sociological theories interpreting the phenomena of social and group and organizational transformation observed in many types of social structures. Besides that, the article analyzes the contribution to the topic made by M. Weber, R. Michels, J. Schumpeter, J. Ellul etc. The framework of the analysis is G. Simmel's concept of the tragedy of culture highlighting a fundamental conflict between individual’s creative aspect as a subject of actions and stable (institutionalized and objectivized) forms of collective experience which put multiple limitations on the manifestation of the actor’s freedom and determine the structural contexts of social life.