Проблема психологического самочувствия в профессиональной деятельности является актуальным направлением в современной психологии профессиональной деятельности, особенно в ситуации глобальной непредсказуемости. В статье представлен теоретический анализ психологического здоровья и эмпирические данные психологического самочувствия сотрудников МЧС и учителей школы в период самоизоляции. Цель исследования - определить особенности проявления психологического самочувствия представителей различных профессиональных сообществ, в частности сотрудников пожарной части МЧС и педагогов общеобразовательных организаций (школ), работающих в условиях цифровизации и самоизоляции. Авторами статьи было организовано эмпирическое исследование, в котором приняли участие 80 человек респондентов, работающих в частях МЧС и школах г. Москвы. Соответственно 40 педагогов в возрасте от 21 до 62 лет и 40 сотрудников МЧС во возрасте от 22 до 55. Опрос респондентов проводился с помощью следующих методик: (1) Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников); (2) Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» (А. Волкова и Н. Водопьянова). Для статистической проверки результатов были использованы U-критерий Манна-Уитни и коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Представленные в статье данные свидетельствуют о наличии специфических связей между симптомами самочувствия и отдельными показателями функционального психоэмоционального состояния у представителей двух профессиональных сообществ. Условия самоизоляции в целом способствовали ухудшению психологического самочувствия педагогов. Это связано с множеством факторов, которые оказали влияние на учителей, вынужденных осуществлять свою трудовую деятельность дистанционно. В заключении статьи авторы предлагают актуальные рекомендации для практических психологов и руководителей образовательных учреждений, которые помогут сохранить профессиональное здоровье специалистов в период пандемических вызовов.
The problem of psychological well-being in professional activity is a topical direction in modern psychology of professional activity, especially in a situation of global unpredictability. The article presents a theoretical analysis of psychological health and empirical evidence of the psychological well-being of FEMA staff and school teachers during the period of self-isolation. The purpose of the study is to determine the specifics of the psychological well-being of representatives of different professional communities, in particular the employees of the fire department of the Ministry of Emergency Situations and teachers of general educational organizations (schools) working in conditions of digitalization and self-isolation. The authors of the article organized an empirical study, which was attended by 80 people of respondents working in parts of the Ministry of Emergency Situations and schools in Moscow. Accordingly, 40 teachers between the ages of 21 and 62 and 40 FEMA staff between the ages of 22 and 55. The survey of respondents was conducted using the following methods: (1) Survey "Feeling, activity, mood" (V.A. Doskin, N.A. Lavrentieva, V.B. Sharai and M.P. Miroshnikov); (2) Symptomatic questionnaire "Feeling in extreme conditions" (A. Volkova and N. Vodopyanov). The Mann-Whitney U-criterion and Spearman's rank correlation ratio were used to statistically verify the results. The data presented in the article show that there are specific links between the symptoms of well-being and individual indicators of functional psycho-emotional state in representatives of the two professional communities. Conditions of self-isolation in general contributed to the deterioration of the psychological well-being of teachers. This is due to many factors that have affected teachers who are forced to work remotely. In conclusion of the article, the authors offer up-to-date recommendations for practical psychologists and heads of educational institutions, which will help to preserve the professional health of professionals in times of pandemic challenges.